Биографический метод отбора кандидатов


Назвать точно автора сейчас не могу. При желании постарайтесь сами найти. Суть метода заключается в следующем. Основа нашего характера, которая и приводит нас к успехам и неудачам в личной жизни и карьере, закладывается в раннем детстве. Об этом пишут все – начиная от Фрейда и его последователей Адлера, Хорни, Берна, Фромма, и заканчивая авторами популярных в интернете статей о статистических исследованиях на тему «синдрома выгорания» руководителей и так далее. Прекрасно об этом рассказал Михаил Литвак в книге «Если хочешь быть счастливым». События детства напрямую влияют на то, то становимся ли мы сегодня застенчивыми перед новыми людьми и большими аудиториями. Активно ли мы отстаиваем свое мнение, или предпочитаем уйти в сторону, избегая даже намека на конфликт? Активно ли мы ищем поддержки своим действиям у других, или мы привыкли полагаться на собственное мнение, вопреки давлению со стороны? Это влияет не только на личное счастье человека, о котором положено заботиться ему и его психологам. Это влияет и на то, справится ли данный кандидат с той ролью, которую мы ему хотим отвести в нашем бизнесе.

Многие руководители при собеседовании часто спрашивают о том, кто по профессии родители кандидата? Зачем они это делают? Затем, что манеры, культуру речи и общую культуру люди приобретают в семье. Кандидату из рабочей семьи с большим трудом удастся пробиться к «интеллигентным» профессиям. Хотя и вы, и я можем привести некоторые исключения.


Но еще большее значение имеет атмосфера, в которой растет человек. Если ребенок рос в атмосфере, когда его полностью избавляли от трудностей, когда он не успевал что-либо пожелать, а ему уже это преподносили на блюдечке с голубой каемочкой, то трудно представить, чтобы получился человек, который умеет самостоятельно преодолевать препятствия, и не отступать от намеченного.


Если же с ранних лет, его преследовали за каждую провинность, ловя на противоречиях, если требования к его поведению были непоследовательны, то во взрослом состоянии у такого человека возможны трудности с управляемостью. Возможно, он будет противопоставлять себя коллективу и антилидерствовать по отношению к руководству.

Я не беру на себя задачу описать все возможные варианты. Это материал для отдельных нескольких книг. Но вы сможете лучше разбираться в людях, ознакомившись с произведениями известного психолога Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры», а так же с книгами Михаила Литвака «Как узнать и изменить свою судьбу», «Похождения вечного принца», «Похождения трусливой львицы».

В качестве примера хочу описать часть интервью с молодым специалистом.

Парень 24 лет. Окончил школу с золотой медалью и механико-математический факультет престижного государственного университета с красным дипломом. В течение последних 2-х лет сменил 5 мест работы. Нигде не приживался. Его брали за отличные способности и понимание предмета и профессии. Но через 1-3 месяца либо он сам уходил с возмущением, что в компании работают идиоты, либо с ним расставались.

В ходе интервью мы выяснили, что к решению об увольнении приводили накопившиеся ситуации, когда он спорил с начальством, где-то саботировал распоряжения, считая, что они необоснованы и глупы, настраивал других против начальства. Те же моменты проявлялись и в моменты учебы. Этот весьма незаурядный по способностям молодой человек на интервью вспомнил эпизод из детства. Ему было лет 6. Он с отцом, кадровым военным в звании подполковника, шел по улице в летний жаркий день. Мальчик ел мороженое, быстро справился со своей порцией и бросил обертку на тротуар. За это получил подзатыльник от отца и замечание, что надо соблюдать чистоту, а то из таких вот обалдуев потом вырастают никчемные солдаты. Мальчик разревелся, за что получил еще большую выволочку, так как настоящие мужчины (по мнению его отца) не хнычут как девчонки! На следующий день, когда отец случайно тоже бросил окурок мимо урны, сын тут же поймал его на этом и громко на всю улицу закричал: «Папа! Ты же говорил, что надо соблюдать чистоту!». На это отец отвесил третью оплеуху и сказал, что ни одно правило не стоит возводить в абсолют.

Это эпизод, по мнению Эрика Берна, когда закладывается сценарий человека, который потом в течение жизни сам уже будет преследовать других людей за ошибки.

Биографический метод имеет некоторые трудности в применении, но они преодолимы. Он требует доверительной обстановки на собеседовании – раз. При этом вы рискуете разбередить душу кандидата не до конца пережитыми воспоминаниями. Поэтому тот, кто проводит интервью, должен быть человеком достаточно личностно зрелым и иметь психологическую подготовку. Но некоторые элементы в интервью можно включать, например, можно попросить описать самые яркие позитивные и негативные впечатления из детства до 5 лет.


Обзор методов отбора/оценки.
Сбор рекомендаций