Диагностика развития личности человека через восприятие им Бога

Самодиагностика по мотивам работы Э.Фромма «Искусство любить»


Вы помните закон с уроков биологии школы - «Онтогенез — есть краткое повторение филогенеза»? Развитие каждого отдельного человека кратко проходит все этапы, которые проходило все человечество за свою историю. Я постараюсь показать, что развитие личности отдельного человека, кратко проходит все этапы взросления человеческого общества. А некоторые личности, застревают на отдельных этапах, так и умирая недоразвитыми, не умеющими любить, и недолюбленными сами.


У Э. Фромма есть работа «Искусство любить». В ней он показывает, что большинство людей хотят БЫТЬ ЛЮБИМЫМИ, тогда как НЕ УМЕЮТ ЛЮБИТЬ САМИ. Науке любви можно научиться, как любому мастерству. Но кто может любить? Высокоразвитая личность. А понять, на каком именно из этапов развития находится наша личность можно по тому, как мы относимся к Богу. С точки зрения Фромма, любовь к Богу (или к Истине) очень связана с общечеловеческой потребностью любить вообще. То, как отдельный человек воспринимает личность Бога — таков и он сам. Бог — это просто ПРОЕКЦИЯ собственных качеств! Поэтому давайте попробуем проанализировать структуру характера человека, который поклоняется Богу.


Зачем человек придумал религию? … Чтобы избавиться от страха смерти.

Человек покинул царство животных, он вышел за пределы природы и все же является ее частью. Но будучи однажды от нее оторван, он не может возвратиться в ее лоно. Однажды изгнанный из рая, из состояния изначального единства с природой, он не может вернуться назад, ибо путь ему преграждает ангел с огненным мечом. Человек может идти только вперед, развивая свой разум, находя новую гармонию вместо безвозвратно утерянной дочеловеческой гармонии. …

Как вы думаете, развитие рода человеческого рода идет по причинам сохранения традиций, привязанности к узам матери, крова или земли? Или благодаря отрыву от них? Конечно второе.

А развитие отдельного человека? … Благодаря тому, что он слушается родителей, или тому, что вопреки их одобрению, начинает полагаться на себя?... А вам легко преодолеть осуждение своих родителей, и пойти по собственным решениям? … Может быть именно из-за этих сложностей вы пока еще не развились на все, на что запрограммировала вас природа?...

Когда рождается человек – он оказывается выброшенным из ситуации определенной и однозначной в ситуацию неопределенную, неуверенную и открытую. Определенность существует лишь относительно прошлого. В будущем единственная определенность – … смерть. … Осознание краткости собственной жизни, что человек не по своей воле пришел и вопреки своей воле умрет - делает его отдельное существование невыносимой тюрьмой. Переживание своей отделенности порождает острое чувство тревоги, которое он всячески пытается преодолеть. В начале своей истории человек, уже будучи лишен первоначального единства с природой, все еще пытается удержать эти связи. Он ищет безопасности, он все еще чувствует себя часть. мира животных и растений, и пытается сохранить единство с ними.


Давайте вспомним этапы, которые проходила религия, пока не достигла высшей формы — монотеизма. …

Когда-то, в поисках тех, с кем можно разделить этот страх одиночества и смерти, человек понял, что он не такой как неживая природа. Не такой как ветер, горы, солнце. И богами становится неживая природа — ветер, горы, солнце. Как называется этот этап религии? Анемизм. А знаете ли где в современном мире есть остатки анемизма? … Например, в старом буддизме —шаманы молятся и дождю, и природе чтобы дала богатый урожай. Мы были на экскурсиях на Байкале и видели это.

Человечество развивается. Если сначала люди полностью зависели от даров природы (фруктов, которые он находит, и животных, которых он убивает), то потом люди научаются ремеслу и искусству, и человек превращает в бога продукты своих собственных рук. Это стадия поклонения идолам, сделанным из глины, дерева или золота. Что происходит? Человек проецирует свои собственные силы и умения на сделанные им вещи, и так поклоняется своей собственной доблести, своим способностям. … А разве на сегодня мы или наши дети не гордимся своими поделками? Или каждому из нас не приятно видеть на стене грамоты о собственных достижениях? …

А знаете ли вы людей, которым не так важна зарплата, или собственное понимание своей квалификации и достижений, сколько признание других в виде грамоты или вымпела? … Так на каком уровне развития они находятся? … Анемизма.

Человек развивается и начинает понимать, что он так же не таков как и живая природа. Не таков как бык или кошка. И богами становится животные. Как называется этот этап развития религии? … Тотемизм. Вы знаете на территории каких государств и на сегодня есть священные тотемы? … Индия, Египет, мы были с семинаром в Греции, на острове Крит. Там есть известный дворец Минотавра, и 5000 лет назад там был культ Быка. Минос — в переводе Бык. Вы можете вспомнить современные тотемные обряды — и в каких народах? … В наиболее торжественных религиозных действиях и сегодня во время войны надеваются маски животных, животным поклоняются как богу. На современной Кубе жители и сегодня раз в неделю совершают в храмах обряды по закалыванию петуха или козла, во время которого очень громко поют и делают ритмичные движения и впадают так называемое оргиастическое состояние.

А знаете ли вы некоторых современных женщин, которые с определенной периодичностью, обожают до одури нарыдаться, чтобы голова отупела и перестала соображать. Ведь только в эти моменты их покидает тревога и они расслабляются. И так до следующего приступа. Таковы и мои воспоминания из детства. Так каков их уровень развития личности? …

Но человек дальше развивается, и начинает понимать, что он отличается не только от ветра или быка, но и друг от друга. Мы — разные. И тогда богами становятся люди. А религия называется как? … Язычество. Расцвет язычества описан в необыкновенно красивых и отражающих всю правду жизни мифах древней Греции. Людям было очень выгодно думать о существовании богов. Например, был такой герой - хитроумный Одиссей, у него, как и у каждого порядочного героя, была богиня-покровительница. Одиссею покровительствовала Афина, отчего многие его решения были остроумны и мудры. На самом деле Одиссей был просто умным человеком. Но если мне тоже хочется придумывать такие же умные решения, но у меня не получается — не хватает ума или квалификации — мне легко самой себе признаться что я глупа? Нет. А если я скажу: «Ну, с Одиссеем все понятно — ему Афина помогает! Если бы и мне Афина помогала — я бы еще лучше решение придумала!!!». И мне сразу легче. Не надо оттачивать квалификацию и мозги, учиться слушая критику и преодолевать ошибки.


Древнегреческих богов люди наделяли, согласно проекции, не только достоинствами, но и своими пороками: зависть, лицемерие, интриги. В мифах описаны все законы психологии управления и построения семьи.


А вы знаете таких современных Одиссеев, которые каждую свою неудачу объясняют отсутствием блата? Неудачными обстоятельствами? Вы слышали речи, что продвинуться наверх без волосатой руки невозможно? Что все, кто достигли вершин в бизнесе, или любой профессии, достигли их только благодаря связям, а не личностным качествам? … Конечно, есть люди, которые только из-за этого двигаются, но их судьбы печальны: их снимают так же легко, как и возносят. Или они сами заболевают. Кто работает в коммерческих организациях? Вы знаете всех блатных у себя? Конечно. Как к ним относитесь? … плохо! Они ведь это чувствуют. Вы знаете папенькиных и маменькиных сыночков или дочек, которые после того как им выделили первоначальный капитал, размотали его и обанкротились? … Вот их уровень развития личности — языческий.


Вернемся к язычеству. Человек придает своим богам форму человеческих существ вероятно потому, что стал больше осознавать себя как высшую и достойнейшую "вещь" в мире. На этой фазе почитания человекоподобного бога мы обнаруживаем развитие в двух направлениях. Одно имеет дело с женской или мужской природой бога, второе - с уровнем достигаемой человеком зрелости, уровнем, который определяет природу его богов и природу его любви к ним.

Что было сначала — матриархат или патриархат? … первое. А значит и религия первая — матриархальная. Давайте поговорим о развитии от матерински-центрированных к отцовски-центрированным религиям, а точнее, о роли материнской любви в развитии личности каждого и отцовской.


На матриархальной стадии высшим существо - Мать. Она - богиня, она также авторитет в семье и обществе. Каковы признаки материнской любви? Она безусловна, она покровительствует всем, она всеобъемлюща. Будучи безусловной, она не может быть проконтролирована или вызвана. Ее наличие дает чувство блаженства. А отсутствие? Чувство потерянности и отчаяния. Мать любит своих детей, потому что они ее дети, а не потому что они хорошие, послушные или исполняют ее желания и приказы. Материнская любовь основана на равноправии. Все люди равноправны, потому что они все дети матери, все они дети Матери-Земли. Лозунг материнской любви: «Я тебя люблю любого, т. к. ты часть меня». Инфантильная материнская любовь удерживая ребенка при себе, дает ему чувство безопасности, и оберегая от внешних угроз. До какого возраста она уместна?... До 1-2х лет. Зрелая материнская любовь — отпускает ребенка.

Много ли современных матерей достигли зрелой фазы?... Так на какой стадии они застряли? ...

Вы знаете людей, которые в 20-30 или 40 лет чувствуют себя потерянными, незащищенными или отчаявшимися? Они недолюблены мамами. Недополучили любви просто так. Ни за что. Просто потому что они родились. Просто потому что они такие мальчики, со своими особенностями, или такие вот девочки. Описались они или запачкались, нахулиганили или получили пятерку — их мама любит просто за то, что они часть нее. …


Эволюция религии продолжается. Следующая стадия - это патриархальная фаза. В этот период мать утрачивает свое высшее положение и Высшим существом как в религии так и в обществе становится отец. Как вы думаете, в связи с чем этот переход в обществе? … Главным в добыче пропитания стал мужчина! Собирательство матриархата уступило место охоте, где мужчина лучше по биологии. А какова природа отцовской любви? … Отец любит за что-то. Отец выдвигает требования, устанавливает принципы и законы, и его любовь к сыну зависит от выполнения сыном этих требований. Отец любит лучшего сына, который похож на него. Вспомним, лозунг инфантильной отцовской любви: «Делай как я!» С какого возраста она наступает? … 4-5 лет. А когда должна оканчиваться? … К подростковому, а еще лучше к 8-10 годам. И тогда наступает этап зрелой отцовской любви: «Делай как хочешь!».

Вы знаете много родителей, готовых своим детям после 10-11 лет предоставить право самим совершать ошибки и делать что они хотят? … Это помогает им или вредит? … А вы сами, страдаете от отсутствия зрелой отцовской любви от своих родителей? … Как складывается жизнь взрослого человека, недополучившего зрелую материнскую и отцовскую любовь? … Он начинает искать психологических мам и пап в своих секс-партнерах, начальниках, подчиненных, … У меня когда-то было ощущение предательства с каждым увольнением подчиненного. Это шло на пользу бизнесу? ...

Инфантильный отец любит сына, который наиболее послушен и подходит для того, чтобы стать его преемником и унаследовать его имущество. Равенство между братьями уступает место Соперничеству и взаимной борьбе. Вот она вам братская любовь. Ее нет. Есть конкуренция за блага.

А не встречаете ли вы подобное в нашем обществе сейчас? … вы можете вспомнить ссоры выросших детей на могилах родителей при дележе имущества? На каком уровне застряли их личности? Раннего патриархата.


Возьмем ли мы индийскую, египетскую или греческую культуру, или когда появился уже монотеизм, везде мы имеем дело с патриархальным миром. Боги там в основном мужские. Над ними царствует один главный бог, как в древней Греции царствовал Зевс.


Но можно ли искоренить желание материнской любви из сердца человека? Нет. Поэтому фигура любящей матери никогда не была полностью исключена из религии. В католической религии мать символизирует церковь и Деву-Богородицу. Основной принцип католиков, что, что бы ни делал человек, он не может этим добыть любви бога. Любовь бога - это благодать. Религиозная установка - это вера в эту благодать и пребывание малым и беспомощным. Хорошие дела не могут повлиять на бога, или заставить бога любить нас или нет. Он любит всех в любом случае. Материнская любовь не может быть добыта: она есть, или ее нет. Все, что я могу сделать, это иметь веру, что меня любят в любом случае. Но особенность лютеранской веры (одного из направлений католиков) состоит в том, что фигура матери исключена из очевидной картины и заменена фигурой отца. Вместо определенности, даваемой чувством, что ты любим матерью, ее парадоксальной чертой становится напряженное сомнение, надежда на безусловную любовь отца.

Вы знаете людей, бесконечно сомневающихся, хороши ли они? Борис Литвак говорил в сценариях о нестабильном личностном социогене.

Патриархальный аспект заставляет меня любить бога как отца. То есть я признаю, что он справедлив и суров, что он карает и вознаграждает за дела. В матриархальном аспекте религии: я люблю бога как всеобъемлющую мать, я верю в ее любовь, и пусть даже я беден и бессилен, пусть даже я согрешил, она будет любить меня, она не предпочтет мне никого другого из ее детей. Что бы ни случилось со мной, она спасет меня, убережет меня, простит меня.

А в современном мире материнскую любовь может дать только мать? А отцовскую только отец? Нет. Ее может дать существо любого пола, у которого она есть. Поэтому сомнения женщин/или мужчин, которые сами воспитывают детей без супруга, опровергаются еще и религией. Мужская фигура бога у католиков и у лютеран, дает и материнскую и отцовскую любовь.

В детстве у меня было ощущение, что я никому не нужна. Мама с отцом были так заняты собой и скандалами друг с другом, что приходили за мною в детский сад за последней и пару раз забывали. Я все время чувствовала себя брошенной. И если бы не моя бабушка, от котороый я получила эту материнскую любовь, то моя мама меня бы ухандокала. Поведение в школе у меня было неудовлетворительное — я висела на заборах, скакала по деревьям и срывала уроки только для того, чтобы доказать что про меня забывать нельзя.

А вы знаете детей, которые хулиганят? … или болеют часто? … Вот у них недостаток материнской любви.


Давайте проведем аналогию с управленческой работой руководителя, или управлением в семье. Что стоит критиковать — поступок или личность? Конечно поступок подчиненного руководителю! И конечно поступок ребенка родителям. Личность хороша вне зависимости, нашкодил ли ребенок, или справляется ли с работой сотрудник. И мы как личность должны принимать его в любом случае. Это будет акт материнской любви!



Какой этап наступил после язычества? Монотеизм. Человек понял что Бог один. Но и монотеизм проходил различные стадии. Сначала Бог у низкоразвитого человеческого общества был деспотичным, жестоким. Он считает созданного им человека своей собственностью и имеет право делать с ним все, что угодно. Бог изгоняет человека из рая, чтобы тот не вкушал от древа познания добра и зла и не мог сам стать богом. Потом Бог желает при помощи потопа уничтожить род человеческий, потому что никто из людей не любезен ему, за исключением любимого сына Ноя. Бог требует от Авраама, чтобы тот убил своего единственного возлюбленного сына Исаака, высшим актом послушания доказать свою любовь к богу.


Мужчины, вы знаете женщин, которые во имя доказательства вашей любви к себе-любимым, требуют подвиги? … Прыгнуть в пропасть, пройти по карнизу многоэтажного дома или иначе рисковать своей жизнью? Любят ли они сами вас? … Стоит ли рисковать своей единственной и неповторимой жизнью во имя таких невротичек? … А ведь вся литература средневековья только и говорит о подвигах во имя своей дамы.


Но потом в Ветхом завете начинается новый этап: Бог заключает с Ноем договор, в котором обещает никогда не уничтожать человеческий род. То есть договор, которым он ограничивает себя. Он ограничивает себя не только своими обещаниями, но также и собственным принципом справедливости и на этой основе бог должен уступить требованию Авраама пощадить Содом, если в нем найдется по крайней мере десять праведников. Правда, люди не сумели воспользоваться привилегией бога, и 10-ти праведников не нашлось и город Содом пришлось уничтожить.

Кстати, современный юридический договор между двумя сторонами — включает ответственность обеих сторон.


Бог из фигуры деспотического племенного вождя превращается в любящего отца, который ограничивает себя принципами, им самим же постулированными. Бог - это истина, бог - это справедливость. Бог перестает быть личным существом, отцом. Он становится символом принципов справедливости и законов жизни. Бог не может иметь имени. Имя всегда обозначает вещь или личность, нечто конечное.

А не так ли мы, имеющие атеистическое мировоззрение, трактуем Бога? Бог - это законы природы! Какая разница как назвать Закон? Именем Бога, или психологической истиной, открытой Фрейдом? Ведь сам закон от этого не изменится.

Как это превращение произошло в Библии, помните? … Моисей пошел на гору Синай и получил от Бога указание донести евреям 10 заповедей. Но он сказал, что евреи не поверят, что его послал бог, пока он не скажет им имя бога. Ведь до сих пор евреи были идолопоклонники, а сущность идола в том, чтоб иметь имя. Бог пошел на уступки и сказал Моисею: ,,Я - сущий; вот мое имя". ,,Я сущий" означает, что бог не конечен и не личность, и не ;,существо''. Наиболее адекватный перевод этой фразы: скажи им, "то "мое имя - безымянность".


Вы знаете, что было запрещено создавать какой-либо образ бога, произносить его имя вслух, наконец вообще произносить его имя? … какая у этого запрещения цель? … Освободить человека от идеи, что бог это личность. Бог — это Закон. А закону должны следовать все, и религиозно-верующие, и атеисты.

Дальше было запрещено придавать богу и любой позитивный атрибут. Сказать о боге, что он мудрый, сильный, благий - это тоже представить его как личность. Максимум что можно, это сказать, что бог это «НЕ». Неограниченный, не немудрый, не несправедливый. Чем больше я знаю, что бог это не, тем больше -мое знание о боге.

Бог стал безымянным Единым, чем-то невыразимым, понимаемым как единство, составляющее основу всего феноменального мира, основу всякого существования; бог стал истиной, любовью, справедливостью. БОГ ЭТО Я, насколько сам я — человек.

Как эта эволюция понимания бога повлияла на развитие личности отдельного человека? Если для человека бог является отцом, то он сам себя кем чувствует? Ребенком. Ведущее желание ребенка — всемогущество. Ребенок не понимает собственных сил и их ограниченности. Ребенок требует, чтобы был отец, который спасает его, опекает или наказывает. Отец, который любит, когда ребенок послушен, которому лестна его хвала или который гневается, если ребенок непослушен.


Вы знаете людей, которые всю жизнь находятся в поисках наставника? Не могут сами признать ни свои успехи, не понять своих ошибок? … Их личности на уровне Ветхого завета.


А вы помните афоризм великого атеиста из язычников Сократа: “Я знаю, что ничего не знаю!». Сократ, умнейший человек среди себе подобных, достиг понимания ограниченности своей человеческой природы! Он понимает что его познания по сравнению с Вселенной — ничтожны! Но у этого афоризма есть продолжение, малоизвестное, обращенное к его ученикам: «Но вы и этого не знаете. Поэтому я вас, дураков, учить должен».


А знаете ли вы людей, которые страдают от того, что они не могут быстро достичь должности? Быстро разбогатеть? От того что они устают или имеют вообще какие-то физические ограничения? Или перевоспитать другого человека, который поступает по своему, а не как ему, великому, хочется? Они думают что они всесильны, и подобны Богу! Верующие это грех называют гордыней. Что за это с ними делает Бог (или их человеческая природа)? Наказывает болезнями. До некоторых из них доходит, что стоит смириться с ограничениями. И тогда для них болезнь становится благом. Но это понимание приходит не ко всем. Большинство людей в своем личном развитии не преодолевают этой инфантильности, и это понимание религии все еще остается преобладающим для большинства.


Вывод Фромма, что понимание человеком любви к Богу зависит от его уровня зрелости. И именно поэтому одни и те же библейские истины разные люди трактуют по-разному. Например, как чаще всего считают: стоит полагаться на себя, или на запреты и разрешения, прописанные в Библии?.. У большинства верующих идет некий цикл: согрешил-покаялся-опять согрешил.


Истинно религиозный человек не молится ради чего-то, не требует чего-либо от бога; он любит бога не так, как ребенок любит своего отца или свою мать. Истинно религиозный человек достигает смирения, чувствуя свою ограниченность, зная, что познание бесконечно. Он верит в принципы, которые представляют слово "бог". Он считает свою жизнь ценной только в той мере, в какой она дает ему возможность более полного раскрытия его человеческих сил, как единственной реальности, которую он принимает в расчет, как единственного объекта пристального интереса. И, наконец, он не говорит о боге - даже не упоминает его имени. В жизни нет никакого смысла кроме того, какой человек придает ей сам.


Итак, логическим следствием монотеистической мысли является отрицание всякого "знания о боге". То есть — наука. Фромм говорит, что он сам мыслит не в религиозных понятиях. Что для него понятие бога это только историческое понятие. В нем человек на определенном историческом этапе выразил опыт восприятия своих высших сил, свое страстное стремление к истине и единству. Но Фромм так же думает, что следствия строгого соблюдения законов религии, как и атеистического подхода, это просто две точки зрения, которые, несмотря на различия, не должны бороться друг с другом. И именно об этом и МЕ Литвак написал в своей книге про религию и философию. Только на мой взгляд понятнее, чем Фромм в этой главе.


Подведем итоги: ребенок начинает жизнь с привязанности к своей матери, "как основе всякого бытия". Он чувствует беспомощность и необходимость всеобъемлющей любви матери. Затем он обращается к отцу, как к новому центру его привязанности; отец становится руководящим началом мысли и действия; на этой стадии ребенок мотивирован необходимостью достичь отцовской похвалы и избежать его недовольства. На стадии полной зрелости он должен освободиться от матери и отца как опекающих и направляющих сил; от кровной привязанности к клану, народу, какому-либо авторитету, кроме самого себя. Он утверждает в самом себе материнский и отцовский принципы. Он становится своим собственным отцом и матерью. И именно в этой стадии приходит способность любить вообще.

Гимн зависти