Эпикур

Последователем Демокрита и основателем своей школы, названной по его имени, является Эпикур. С чем у вас ассоциируется его имя?....

В обывательском смысле «эпикурейством» называют любовь к наслаждениям. Да, Эпикур действительно призывал наслаждаться. Но что он понимал под этим иное.


Коротко суть его учения.


Родился через 7 лет после смерти Платона. В третьем веке до нашей эры. Жил 72 года. Один из самых плодовитых, в смысле оставленных письменных свитков, философов. Согласно Диогену Лаэрцию его учения сконцентрированы в 3-х направлениях.

  1. физика, в котором он подробно развил учение об атомах как о неделимых частицах, из которых состоит все сущее. А мы с вами помним, что это 300 лет до рождества Христова.

  2. его направление - о небесных явлениях.

  3. об образе жизни. Именно из этого направления мы знаем о его теории наслаждений. В чем же она? Диалектику как таковую Э. отвергает. Он осуждал многих иных философов, в том числе Диогена и его течение киников. По его мнению - предельная цель человека – наслаждение. И достигается она посредством ощущений. Ощущение – первично. Критерий истины – ощущения.

Все желания Эпикур делит на:

  • естественные и необходимые (например: пищевой, оборонительный инстинкт. Утоление жажды, голода. Я к этому же отношу и инстинкт лидерства.)

  • естественные и не необходимые (например: секс, роскошный стол с излишествами)

  • неестественные и не необходимые (например: алкоголь, игры, или слава, статус и почести)


Не кажется ли вам, что Маслоу (его пирамида потребностей) — хорошо изучал Эпикура? Только у Эпикура проще. И Михаил Ефимович Литвак хорошо знает древнегреческую философию и сумел так же просто конкретизровать эти потребности.


Лучше, чем сам Эпикур суть его теории не выразить:


«... мы считаем великим благом, но не с тем, чтобы всегда пользоваться немногим, а затем, чтобы довольствоваться немногим, когда не будет многого, искренне полагая, что роскошь слаще всего тем, кто нуждается в ней меньше всего. Все чего требует природа – легко достижимо. А все излишнее – трудно достижимо. Самая простая снедь доставляет не меньше наслаждения, чем роскошный стол, если только не страдать от того, чего нет. Даже хлеб и вода доставляют величайшее из наслаждений, если дать их тому, кто голоден. Поэтому привычка к простым и недорогим кушаниям и здоровье нам укрепляет, ...и при встрече с роскошью после долгого перерыва делает нас сильнее, и позволяет не страшиться превратностей судьбы.

Поэтому, когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждение распутства или чувственности, как полагают те, кто не знает не разделяет или плохо понимает наше учение, нет – мы разумеем свободу от страданий тела и от смятения души. Ибо не бесконечные попойки и праздники, не наслаждение мальчиками и женщинами или рыбным столом и прочими радостями роскошного пира делают нашу жизнь сладкою, а только трезвое рассуждение, исследующее причины всякого нашего предпочтения и избегания и изгоняющее мнения, поселяющие великую тревогу о душе.»


Я когда читала эти мысли в первый раз, так была потрясена ими, что даже расплакалась. Что причина и моего и у многих моих клиентов извечного страха голодной смерти в погоне за большими благами и наслаждениями. Что можно наслаждаться немногим. Хлебом, водой, простой одеждой. И чувствовать себя при этом по королевски. Что в моей жизни ни одного дня и ни одной минуты не было основания бояться этой голодной смерти. Что я боялась остаться без принятых в обществе излишеств! Тех самых атрибутов успешной жизни: машины, дорогой одежды, престижной квартиры и офиса. А ведь если ты умеешь наслаждаться только тем, что у тебя имеется (много это или мало не важно), то тогда у тебя высвобождается масса энергии, и ты уже с полным правом и основанием можешь относиться к жизни как к игре. Играть в бизнес. Играть в зарабатывание денег. Рисковать. Ведь терять-то нечего. Ты ведь можешь насладиться и черным хлебом и водой. И в полуподвальном офисе вести философские беседы и быть королем. И тогда, совсем неслучайно, вдруг на тебя падают вместе с удачей, вслед за стараниями, и все эти атрибуты успешной жизни. Так надо ли нам всем становиться эпикурейцами?...


Эпикур считал, что конечно счастье заключено внутри человека. И только. И ничто иное не может составить счастье человека извне. В том числе как и не может этого сделать никакое государство. Проводя параллели с работой в подборе персонала вспоминаю, что большинство соискателей — неэпикурейцы. Ведь у них есть мысль, что на свете существует некая идеальная работа, где будет супердемократический начальник, где они с момента поступления до пенсии будут поступательно расти, а их будут поступательно повышать в зарплате и должностях, им будет интересно каждый день, и с почестями они оттуда уйдут на пенсию. Такого работодателя нет. Точнее — он в душе у каждого. Только мало кто понимает это, и еще меньше, кто раскапывает его у себя изнутри.



Диоген
Аристотель