Психея. Этапы взросления личности.

(статья Светланы Катциной*)

http://www.crossclub24.ru/

Эта лекция посвящена одному из сюжетов античной мифологии. Какому – я скажу позже, но думаю, что вы и сами догадаетесь. Вдохновителями лекции были Михаил Ефимович (который сказал, что все есть в Древней Греции), Таня Лихачева, Вика Чердакова, Ира Кранк со своим «античным клубом».

Для начала давайте вспомним, что означает слово психология? Оно составное из двух слов: псюхе – душа (греч.), и логия – учение (наука).

А кто знает, какая богиня из греческой мифологии олицетворяет душу? Психея! Она не принадлежит к олимпийским богам или к богам старшего поколения – титанам. Более того, эта богиня родилась вообще не богиней, а смертной женщиной. О том, как она стала бессмертной, и будет эта лекция. Развитие от смертного человека к бессмертному можно назвать личностным ростом?


Итак, миф о Психее.

У одного царя были три красавицы дочери, из которых красивее всех была младшая— Психея. Слава о её красоте прошла по всей земле и многие приезжали в город, где жила Психея, чтобы полюбоваться ею. Не было на земле девушки нежнее, изящнее и прелестнее, чем Психея. Ведь само имя ее означало «душа» и «бабочка». У греков душа часто изображалась в виде бабочки. Говорили, что если для рассказа о красоте любой женщины можно подобрать слова, то прелесть Психеи не поддавалась описанию простого смертного.

И жители страны, где отец девушки был царем, и чужестранцы, привлеченные слухами о ее дивной красоте, толпами собирались, чтобы только взглянуть на нее. Увидев, они преклоняли перед нею колени, воздавали такие почести, как будто перед ними была богиня красоты. Наконец, люди так в этом уверились, что перестали посещать храмы Афродиты, не приносили больше жертв богине. Зато Психею осыпали цветами.
Люди стали говорить: «Это новая Афродита, богиня, которая в храме Афродиты займет ее место, ибо скоро превзойдет ее во всех отношениях!»

Теперь угадайте, как к этому отнеслась Афродита? Как любой начальник, когда у него заводится конкурент! Афродита пришла в ярость, конечно.

Позвав своего сына (как думаете - какого?) - Эрота, она показала ему красавицу и велела ему вселить в неё любовь к самому отверженному, безобразному и жалкому из людей. Но Эрот, посмотрев на девушку, сам влюбился в нее. И как думаете, он послушал мать? Нет, конечно.

Кстати, имея способность вселять непреодолимую любовь, он мог воспользоваться этой способностью в личных целях? Мог.

Но он не стал этого делать. Видимо, не хотел «играть краплеными картами», а хотел добиться чтобы она сама полюбила его. Ведь было за что!

Между тем, сама Психея чувствовала себя очень несчастной. Все любуются ею, но свататься никто не дерзает. Невротические страдания от неудовлетворенного желания выйти замуж усугубляются еще и тем, что сестры уже замужем.

Кстати, здесь описан один психологический феномен: к слишком красивым (и умным) женщинам обычные мужчины бояться подойти. И чтобы ей решить свой секс-вопрос — нужно подняться гораздо выше своей среды! Например к богам, как сделала Психея.

В горе обратился её отец к милетскому оракулу. А папа-то чего горевал? Действует механизм сценарных родительских программ. Оракул сказал, что мужем ее станет не человек, а некто крылатый, палящий огнем, гроза богов и даже Стикса. Психею, одетую в погребальные одежды, надо отвести на скалу и там оставить. Исполняя волю оракула, отец привёл Психею в указанное место и оставил её одну. И вдруг дуновение ветра перенесло её в чудный дворец, обитаемый невидимыми духами, и она стала женой какого-то таинственного незримого существа.

Какое-то время Психея блаженствовала в роскоши, окруженная невидимыми слугами. По ночам к ней являлся Эрот, который уходил от нее до восхода солнца. Он много раз предупреждал ее, что если она попытается его увидеть, то навсегда лишится супружеских объятий. Но душа-то наша еще в сценарии, неразвитая. Скажите, может ли сценарный человек долго находиться в уравновешенном состоянии? Нет, конечно. Ей же надо реализовывать свой сценарий. Вместо того, чтобы заняться каким-то делом, она начинает скучать по сестрам. У здорового человека сестры в иерархии ценностей на каком месте? Ни на каком. Хлам. Но Психея со слезами вымаливает у мужа разрешение на встречу с сестрами, хоть он ее и предупреждает, что это добром не кончится.

Сестры являются к обрыву, и дуновение ветра Зефира переносит их во дворец к Психее. Из противоречивых рассказов Психеи о муже они делают вывод, что это бог. Однако из зависти говорят, что это, наверное, дракон, который рано или поздно съест беременную Психею вместе с ребенком.

Поверила невротичная Психея сестрам, как думаете? Да, хотя муж ее вполне устраивал, но базовая враждебность и тревожность взяли верх. По наущению сестер она готовит бритву и светильник, чтобы отсечь своему мужу голову, когда он будет спать. И вот, выбрав одну из ночей, она дожидается когда муж уснет, зажигает светильник и рассматривает своего супруга. В то время как она, пораженная красотой его лица, любовалась спящим, со светильника на плечо бога падает горячая капля масла и он от боли просыпается. Увидев склонившуюся над ним жену с бритвой, Эрот взлетает – он же крылатый бог. Упрекая жену в предательстве и неблагодарности он летит к матери Афродите залечивать свой ожог.

А Афродита уже давно искала Психею, чтобы с ней разделаться, поэтому-то Эрот и прятал ее так усердно. Афродита узнает, что эта ненавистная ей Психея, является ко всему прочему ее невесткой и принимает меры к ее розыску.

Психея, видимо впервые в жизни осознав свою глупость, сначала попыталась утопиться, но река не приняла ее – вынесла на берег. Тогда она отправляется на поиски мужа, чтобы вымолить у него прощение. С этого первого осознания и начинается ее долгий путь к личностному росту.

Тем временем Афродита, чтобы найти невестку, нанимает Гермеса. Гермес – бог и покровитель торговцев, путешественников, воров. Он объявляет всюду, что тот, кто «вернет из бегов или сможет указать место, где скрывается беглянка, царская дочь, по имени Психея», получит в награду от Афродиты «семь поцелуев сладостных и еще один самый медвяный с ласковым языка прикосновением». Помимо Гермеса, Афродита обращается за помощью еще к Деметре и Гере. Как думаете, если богини помогут Афродите, ее сын может на них разгневаться? Может. Они боятся Афродиты, но и Эрота тоже. С Эротом, после той шутки, что он проделал с Аполлоном, все боги боятся связываться.

Поэтому Деметра и Гера не выдают Психею, но и не дают ей убежища. Хотя Психея наводит порядок в храме Деметры и как беременная вправе рассчитывать на помощь Геры – покровительницы законного брака. Мудро они поступают, отказавшись заниматься избавительством.

Но Психея, услышав объявление Гермеса о том, что ее разыскивает свекровь, готова сама идти к ней на поклон, чтобы смягчить ее гнев и найти супруга. Как думаете, боялась она? Да, конечно, но она уже готова идти навстречу страху и брать на себя ответственность за свои действия. Появляются признаки зрелости.

Итак, Психея является к Афродите сама.

Обрадовалась богиня, что попалась наконец к ней в руки Психея. Приставила к ней двух своих верных служанок — Заботу и Уныние, чтобы сторожили ее неотступно. А сама стала придумывать Психее невыполнимые задания. (Вот как! Если богиня любви на кого зла — она приставляет к ним Заботу и Уныние! Отсюда вывод: что просто в чудесных условиях и только с одной любовью человек счастлив быть не может! На него накатит уныние! Бойтесь этого! - В.Ч.)
Для начала смешала Афродита в кучу семена ржи, ячменя, проса, мака, гороха, бобов и чечевицы и велела Психее разобрать кучу по зернышку к вечеру, а сама отправилась на свадебный пир.
Посмотрела Психея на перемешанные зерна и поняла, что не справится с заданием. Заплакала она горько. Увидел это маленький муравьишка и пожалел прекрасную жену Эрота. Позвал он на помощь своих собратьев. Они за несколько часов разложили кучу перемешанных зерен по сортам — как было велено.

В психологической литературе этому заданию приписывают такой психологический смысл: Прежде чем принимать существенные решения, часто вначале нужно привести в порядок свои мысли и чувства. Ситуация часто усложнена, когда к этому прикладывает руку Афродита. "Сортировка семян", в этом случае, это внутренняя задача, требующая, чтобы человек честно посмотрел внутрь себя, тщательно просеял свои эмоции, ценности и мотивы, и отделил то, что и вправду важно, от несущественного.

Вернулась Афродита с пира, видит — задание ее выполнено. Она, конечно, не обрадовалась. Но что делать – дает другое задание: принеси мне шерсти золоторунных баранов!»

А эти бараны были огромные, впавшие в бешенство, рогатые чудовища, бодающиеся друг с другом на поле. Если бы Психея пошла между ними и попыталась бы собрать их шерсть, ее наверняка бы смяли или растоптали. Вновь задача казалась непосильной, но на помощь пришел прибрежный тростник. Он посоветовал Психее подождать до заката. Вечером бараны расходятся и отдыхают. Тогда она сможет в безопасности собрать клочки золотого руна с колючих кустов, которые задевали золоторунные бараны.

Как это задание толкуется психологами.

Символически золотое руно представляет собой силу, которую нужно получить человеку и при этом не быть разрушенным.

В этом мифе содержится мудрый совет, помогающий Психее овладеть силой дикого барана. Ей не следует идти на поле в разгар светового дня; ей следует собирать золотую шерсть с веток деревьев и кустарников, но только не с баранов. Очень многие видят признак силы в том, чтобы выдернуть клок золотой шерсти из спины барана, а затем, купаясь в лучах славы, праздновать триумф. Но сила, как и власть,— обоюдоострый меч. Поэтому в отношении власти или силы существует очень строгое правило: их следует брать не больше того количества, которое требуется, и делать это как можно спокойнее. Взять власть в момент, когда ты для нее не созрел,— значит находиться под влиянием внутреннего родительского голоса. Избыток власти может быстро превратиться в насилие и бессильную ярость, уподобляющую бешеному барану.

Для третьего задания Афродита положила маленькую хрустальную фляжку в ладонь Психеи и сказала, что та должна наполнить ее водой из самого Стикса. А Стикс — это река, стекавшая с высокой горы, исчезавшая в недрах земли, и вновь поднимавшаяся к горным вершинам. Это был бесконечный круговорот, в котором водяной поток, вернувшийся к своему источнику, тут же скатывался вниз, достигая преисподней, чтобы оттуда вновь вознестись на вершину высокого утеса. Стикс охраняли огромные страшные чудовища, а поблизости от него не было ни краешка земли, на который можно было бы поставить ногу, чтобы наполнить фляжку водой.

Символически этот поток представляет циркулирующий поток жизни, в который надо погрузиться, чтобы наполнить свою флягу. 
Вдруг, словно по волшебству, появился посланный Зевсом орел. Он подлетел к девушке, взял у нее пустой хрустальный сосуд и зачерпнул воды из самой середины стремительного потока. Орел символизирует способность видеть общую картину с большой перспективы и падать вниз, чтобы схватить только то, что надобно.
Важно увидеть полный узор и выбрать важные детали. Мне это напоминает афоризм М.Е. о системности мышления «если бы червяк знал как устроено дерево, то жил бы долго и счастливо».

По мере выполнения заданий Психея (душа) становится все сильнее и мудрее. Как говорил Франкл, в горниле страданий выковывается личность.

И наконец, Афродита дает ей последнее, четвертое задание. Она велит Психее спуститься в подземный мир и попросить у богини Персефоны склянку с волшебной амброзией, которая делает женщин прекрасными.

Персефона – жена Аида, бога подземного царства мертвых.

А для смертного путь в царство мертвых заказан. Кто из смертных туда попадает – обратно не возвращается. Понимая тщетность всех попыток выполнить это задание, Психея поднялась на высокую башню с намерением броситься вниз и свести счеты со своей ужасной судьбой.

Но башня, которую выбрала Психея, поведала ей все, что следует сделать. Психея должна найти единственное, скрытое от посторонних глаз место на земле, где живой человек мог проникнуть в подземное царство Аида. Не следует отправляться туда с пустыми руками, ибо за вход в подземный мир существует определенная плата. Психее необходимо взять в каждую руку по куску ячменного пирога, положить под язык две монеты и собрать в себе достаточно силы духа, чтобы пройти через ждущие ее суровые испытания.

Психея нашла место, где начинался бесконечный путь и спустилась к Стиксу. Там она встретила лодочника Харона, который переправлял на лодке тени умерших в царство Аида. За переправу он спросил у нее одну монету. Переправляясь через реку, Психея увидела тонущего человека, умолявшего его спасти, но проплыла мимо. Находясь на пути к богине подземного царства, человек должен сохранить весь свой ресурс, не растрачивая его на достижение менее значимых целей.

Очутившись в царстве мертвых, Психея по дороге во дворец встретила трех старых женщин, прявших нити судьбы. Они попросили Психею помочь им, но та должна была пройти мимо, не обращая никакого внимания на их просьбу. Трудно, конечно, пройти мимо трех судеб, не удовлетворив свое любопытство. Но Психея была предупреждена о том, что остановившись хоть на мгновение, она потеряет кусок ячменного пирога, без которого ей не пройти дальше.

Вскоре Психея увидела стража царства мертвых Цербера— чудовищного пса с тремя головами. Она бросила мерзкому чудовищу один из кусков ячменного пирога, и пока три головы грызлись между собой из-за него, проскочила мимо.

Наконец, она вошла в чертоги Персефоны. Следуя мудрым предостережениям, Психея должна была отказаться от щедрого гостеприимства, которое окажет ей Персефона. Ей следовало принять лишь самую простую еду и есть, сидя прямо на земле. Старые обычаи связывают вас с домом, где было оказано гостеприимство. Поэтому воспользовавшись благосклонностью хозяйки дома, Психея может навсегда связать себя с царством мертвых.

Психея, будучи уже зрелой душой, сделала все, что требовалось, и попросила у Персефоны сосуд с чудесной амброзией. Персефона дала ей волшебную склянку, и Психея отправилась в обратный путь. У нее оставался второй кусок пирога, чтобы пройти мимо ужасного Цербера, и вторая монета, которую следовало отдать лодочнику за переправу.

Итак, в чем психологический смысл испытания? Чтобы совершить это путешествие, необходимы целеустремленность и способность рассчитывать свои силы. По пути не следует ни останавливаться, ни отклоняться в сторону, руководствуясь великодушием и добротой. Иначе можно стать беспомощным и беззащитным.

Это задание уже нечто большее, чем традиционная проверка героя на храбрость и решительность. Афродита сделала его особенно сложным. Психее было сказано, что ей встретятся вызывающие жалость люди, которые попросят у нее помощи, и три раза ей надо будет "заставить окаменеть свое сердце к сочувствию", игнорировать их мольбы и продолжать свой путь. Если она не сделает так, то останется навсегда в подземном мире.

Психея выполняет задание, когда говорит "нет" три раза, для того чтобы совершить выбор. Многие люди позволяют себе быть использованными и отклоняются от делания чего-нибудь для себя. Пока мы не можем сказать "нет" искушению – неважно, человек ли это, или комфорт, или безопасность, мы не можем предопределять курс своей жизни.


Последний из советов, который башня дала Психее, был очень важным, но она ему не последовала. Ей ни в коем случае нельзя было открывать сосуд и интересоваться его содержимым. Но в самом конце путешествия, уже увидев проблески света человеческого мира, Психея подумала про себя: "В этой склянке, которую я держу в руках, находится то, что дает Афродите волшебное очарование. Неужели я окажусь абсолютной дурой и, упустив такой случай, не загляну в сосуд и не возьму себе капельку волшебной амброзии, чтобы стать неотразимой в глазах моего любимого Эроса?" Как видите, тяга сценария сильна. Надо было открывать волшебную склянку? Нет. Но Психея открыла. И тут же была наказана. Ей показалось, что в склянке ничего нет! Не произошло никакого чуда, а Психея упала на землю и уснула. В склянке был мертвый сон. Психея лежала на земле, напоминая бесчувственный труп.

Но к счастью уже залечивший свои раны Эрос узнал, что произошло с его Психеей. Он понял, что она уже не та глупая, незрелая душа, от которой он когда-то улетел. Поэтому он нашел ее и подлетев к любимой, смахнул с ее лица мертвый сон и собрал его обратно в сосуд. Затем он разбудил Психею и рассказал девушке, как ее едва не погубило любопытство.

Психея отправилась выполнять свое задание; взяла волшебную склянку и принесла ее Афродите.

А Эрос полетел прямо к Зевсу и признался ему в своей любви к Психее. Громовержец собрал на совет всех богов и повелел Гермесу доставить Психею в свой чертог. Он объявил всем жителям Олимпа, что Эрос уже давно находится во власти любовных чар, и наступило время этого юного повесу и непоседу связать узами брака. Так как брак между смертной женщиной и бессмертным богом был невозможен, Зевс дал прекрасной Психее чашу с нектаром бессмертия и велел выпить из нее все до капли. Так Психея обрела бессмертие.

Благодаря испытаниям, потребовавшим от нее развития своих сил и способностей, Психее удалось развиться. При этом все, что она делала, было сделано ради любви.

Агемемнон и Ахилесс. Или как расправиться с антилидером?
Прометей. Или к чему приводят идеи величия подчиненных.