Наверняка вы знакомы ли вы с техникой коучинга? Это когда с помощью задавания вопросов стараются повести собеседника к своему мнению. Жаль, что ее считают новой. Ведь родоначальник ее — Сократ. И данному методу всего-навсего 2500 лет.
А где он применяется? Везде. Сократический диалог — отличный способ вести дискуссию и доискиваться до истины. Многие его сейчас знают как прием «сократический вопрос». Его можно активно использовать в психотерапевтической деятельности, но с не меньшим успехом он используется и в повседневной жизни: переговорах с клиентами, продажах, общении с начальством и подчиненными, с контролирующими органами, и конечно в семье! Когда надо убедить упрямящегося мужа или жену в чем-то, или сподвигнуть ребенка к учебе и развитию.
Теперь я немного подробнее расскажу о способе Сократа вести дискуссию и доискиваться до истины. Сначала я хочу привести в качестве примера часть диалога «Критон», в котором Сократ подвел своего ученика к мысли, что не надо обращать внимание на мнение большинства неспециалистов. Надо принимать в расчет только мнение одного, и того кто является специалистом и авторитетом для тебя в этом вопросе. Продемонстрировать я вам хочу во-первых, форму ведения дискуссии. И, второе, содержание. Оно тоже важно каждому из нас, когда нам в жизни так мешает оглядка на мнения ничего не значащих в нашей жизни людей. Платон. «Избранные диалоги». ООО «Издательство АСТ». Москва 2006. стр. 7.
О, милый Критон! давай вернемся к вопросу о мнениях и посмотрим, хорошо ли мы говаривали неоднократно, что на одни мнения следует обращать внимание, а на другие нет. ... люди ...утверждали, что из мнений, какие бывают, ... одни следует, а другие не следует высоко ценить. Скажи мне, ради богов, Критон, разве это по-твоему, не хорошо было говорено? ...правильно ли по-твоему говорят люди, что не все человеческие мнения следует уважать, но одни следует уважать, а другие нет....
Хорошо
Значит хорошие мнения нужно уважать, а дурные не нужно?
Да
Но хорошие мнения – это мнения людей разумных, а дурные – неразумных?
Как же иначе?
Ну а как мы решали такой вопрос: тот кто занимается гимнастикой, обращает ли внимание на мнение, похвалу или порицание всякого или только одного, а именно врача или учителя гимнастики?
Только его одного
Значит ему нужно бояться порицаний и радоваться похвалам одного того, а не всех?
Очевидно
Стало быть, он должен вести себя, упражняя свое тело, ну и, разумеется, есть и пить так, как это кажется нужным одному – тому, кто к этому делу приставлен и понимает в нем, а не так, как это кажется нужным всем остальным.
Это верно
Хорошо. А если он этого одного не послушается и не будет ценить его мнения, а будет ценить слова большинства или тех, кто ничего не понимают, не потерпит ли он какого-нибудь зла?
Конечно, потерпит.
Какое же это зло? Чего оно касается? Из того, что принадлежит ослушнику? Чего именно?
Очевидно тела, ведь его оно и разрушает.
Ты хорошо говоришь. Уж не так ли в остальном, Критон, чтобы не перечислять всех случаев?
А вот как я применила Сократический диалог с десятилетней дочкой, с целью мотивировать ее к саморазвитию.
Дочь пришла ко мне и пожаловалась, что не она управляет людьми, а они ею. Что ей не удается настоять на своем ни с одноклассниками, ни с папой, ни с учителями ни даже с садовником! И никто ее не слушается.
Тогда я достала «Диалоги с Сократом» Платона, которыми была сама очень увлечена в тот момент. И мы начали читать с нею их вслух, чтобы она подумала — как это применить для ее целей управления.
Я немного рассказала о Сократе. О его способе вести беседу, который сейчас очень популярен и позволяет достичь той цели, которая для нее сейчас так важна, а именно, задавая вопросы, подвести собеседника к своему выводу.
Аня послушала часть и с ужасом воскликнула: «Я так никогда не смогу!». Тут я ей немного рассказала о философии. Что в древности была только одна наука – философия. Потом из нее выделилась математика, физика, литература и прочее. Что есть 3 основных закона философии. И что эти законы не проявляются напрямую . Они проявляются через что-то. Например в кулинарии. Рассказала о первом законе перехода количества в качество.
- Аня ты крем из сливок взбивала?
- да.
- Что происходит в этом процессе?
- Ну сливки сначала жидкие, а потом превращаются в густую пену, такую, что можно пальцем тыкнуть.
- Точно. А что ты для этого делаешь?
- венчиком взбиваю.
- И я тоже. А если 2 раза тюкнешь венчиком - пена взобьется?
- нет.
- А если 4 ?
- нет
- а если 1000 или 2000 раз?
- да, взобьется
- вот это и проявление этого закона. Была жидкость. потом ты тюкала, тюкала, много много раз. И жидкость перешла в иное качество – пену. Количество тюканий его в это качество перевело. А вот еще самое главное проявление этого закона. Как ты считаешь – где?
- не знаю.
- Проявляется в обучении. Я, например, пробовала-пробовала этот сократический диалог. Ничего не выходила. Меня ругали, увольняли с работы, я увольняла других работников. Я ссорилась и с твоим папой и со своей матерью. Я плакала когда не выходило, и радовалась, когда получалось, но не бросала. И сейчас у меня начало выходить. И я этому – очень рада. И у тебя ведь так же. Вот смотри. Ты начала заниматься бальными танцами. Как ты считаешь, если каждый день заниматься по часу – не взирая на то – получается или нет – через год – два – будут успехи?
- Конечно.
- а если ты , столкнувшись с первым препятствием, скажешь – ой у меня не получилось через месяц – о чем это будет говорить? О том, что того количества, что ты делала – явно недостаточно, чтобы оно перешло в новое качество навыка. Верно?
- Верно.
- вот и так у тебя совсем не обязательно, чтобы тебе понадобилось как мне 10 лет. Я начала – будучи взрослой. А у детей – все происходит намного быстрее. У тебя может за 2-3 года. А может за год освоишь. Но только в том случае – если будешь осваивать. А не тюкнешь 2 раза и не отставишь в сторону. И Аня, кем бы ты не была – крутой домохозяйкой, шеф-поваром, или директором – понадобятся ли тебе конкретные навыки управления людьми?
- да
- Или твой садовник, муж и дети будут управлять тобой. Или ты будешь управлять ими и своей жизнью, верно?
- точно