Этап второй. Учимся пробиваться на личные интервью.

«Несите себя как подарок!», М.Литвак

«Но и будьте подарком при этом!», В.Чердакова

РЕЗУЛЬТАТ ВТОРОГО ЭТАПА - приглашения на личные интервью (собеседования). Пропуск на личное интервью - грамотное сопроводит письмо. Ну, и соответствующий этому письму, разговор по телефону. Думать в этот момент: хорош ли этот работодатель для вас, или наоборот, достойны ли его сами — запрещено!!! Думаем только о том, как любыми силами пробиться к этому работодателю, кто у вас по списку! 

Я на 101% согласна с мыслью Михаила Ефимовича, чтобы нести себя как подарок! И не заискивать, и с достоинством! Но глядя на некоторых, кто начинал применять это правило в жизни, не являясь не только специалистом экстра-класса, но и будучи обидчивым, безответственным или просто скандальным, и как это нелепо и не по месту выглядело, у меня сформулировалась добавочка:

Этим подарком необходимо быть!

Поэтому, по идее, предварительный (и главный!!!) этап при поиске работы — это подготовка  себя как профессионала экстра-класса. То есть делание из себя подарка. После этого могут быть не нужны никакие иные этапы трудоустройства. Вас сами будут искать, вам самому будут предлагать самый вкусные должности, вас самих попросят назвать ваши желаемые гонорары! Но тогда не было бы этой книги. Поэтому, пока вас наперебой не разрывают руководители предложениями по работе — куда деваться? Придется проситься самому. И для этих целей продолжаем нашу игру в поиск работы. 

Упаковка товара. Пишем резюме. Резюме бывают целевые и общие. 

Общее резюме: «Могу варить малиновое варенье. Вышиваю крестиком. Хочу быть бухгалтером». Увы. Этому соответствует 80% резюме. Попробуйте посмотреть на опубликованные резюме сами с этой точки зрения. Некоторые  наши клиенты из групп по сопровождению карьеры периодически просятся поработать у нас в агентстве в качестве рекрутеров, и мы им очень рекомендуем это и самим. Ведь через 2 дня такой стажировки от их страхов пускаться в поиск  работы остаются лишь тени. И часто слышна фраза: «Ну если уж эти люди со своими резюме кого-то интересуют..... То мне сам бог велел!» В каких случаях нужно общее резюме — даже не знаю. Может быть как некая справка-объективка, которые когда-то давали в Советские времена, и которая  заменяет выписку из трудовой книжки. 

Целевое резюме: про варку варенья и вышивку — одной строчкой. Чтобы было понятно, что вы не гуляли. А про бухгалтерию — в деталях, с достижениями, выраженными в конкретных цифрах.

Объем резюме

1-2 страницы. Не более! Друзья! Резюме — это не ответ на вопрос какие вы хорошие. Не надо присылать оду себе на 5-10 страниц мелким шрифтом, с полным перечнем всех пройденных вами краткосрочных курсов. Резюме — это ответ на вопрос по каким фактам вы считаете, что соответствуете выбранной цели. Попробуйте посмотреть на себя глазами работодателя, ищущего человека на данную вакансию (то есть вашу цель). А чтобы легче было выбрать необходимое, не ущемляя своего самолюбия, рекомендуем составить оду себе на максимально большом объеме страниц. Обо всех своих наработанных навыках за всю жизнь, ваших личностных качествах, пройденных тренингах и курсах. Это очень воодушевляет! И тогда из этого списка будет легче выбрать то, что соответствует цели на 1-2 страницы. Это вам будет домашним заданием, которое мы вынесем в конце этого этапа.

Фото.

Надо фото или не надо? На мой взгляд — очень надо! И как я понимаю, споры на эту тему все больше к этому же выводу сводятся, включая и технические, а не только «говорильные» вакансии. Но какое фото? Деловое, улыбающееся.

Ошибка №1: выражение лица и форма одежды как на надгробный памятник. Такие часто делали в советские времена на паспорт. У кого-то из сатириков была юмореска, что горе-фотограф сделал такое фото, что и человека узнать было нельзя. У хозяина фото начались проблемы — его нигде не узнавали и никуда не пускали по этому документу. До тех пор, пока он из-за переживаний не похудел и не стал выглядеть так же плохо, как и на самом фото. Сейчас есть масса фотографов которые делают отличные фотосессии именно с деловой целью, где вы не мрачный, а радостный, но и видно, что человек дела. 

Ошибка №2: в купальнике на фоне фонтана. Очень часто такие фото сопровождают резюме на должность секретаря или аналогичные. В качестве причины ухода с последнего места работы может быть указано в общем доступе, что руководитель сексуально домогался. А в качестве пожелания к новому месту работы: «Интим не предлагать!». Думаете я шучу? Загляните в интернет. Между строк у таких кандидатов идет сексуальная провокация. На собеседования они являются в откровенных одеждах, и при этом рассказывают как из-за своей неотразимости стали жертвой на прошлых местах работы. Мы не будем сейчас углубляться в сценарный анализ. У Эрика Берна эти жертвы описаны как игроки «Динамо», а у Михаила Ефимовича Литвака как психологические вампиры «Холодные женщины».

Мужской вариант подобной фото-ошибки: с пивом и раками; тоже полуголым на пляже; в боулинге или аналогичных местах отдыха. 

Друзья! Не все иногда пьющие пиво — алкоголики. И мы это знаем! Я тоже люблю пиво и ем раков. И на пляже бываю, и у фонтана. Но если я иду на стадион, то там в вечернем платье не только неудобно, но и нелепо. А если в театр, то лучше бы не в кроссовках. 

Графа «Семейное положение».

На западе (а мы идем в правовое государство), не принято говорить о возрасте, о семейном положении или сексуальной ориентации. И это очень правильно! Но пока мы с вами еще не дошли до этих мерок — давайте жить в нашей стране и с нашим менталитетом. Чем меньше у человека налажена своя личная жизнь — тем больше ему интересна чужая. Людей с налаженной личной жизнь среди наших клиентов не встречается (я не говорю, что таких нет — они есть! Просто к нам нечасто приходят). Ведь у них и с карьерой тогда хорошо. И поэтому, на этапе знакомства, вам если не зададут этого вопроса, то постараются как-то окольно узнать. А если не постараются — то это говорит либо об их собственном очень высоком уровне, либо о недооценке данного фактора. 

Возможно я ошибаюсь, но я хочу привести свой ход рассуждений. Мечта многих бизнесменов взять не человека, а робота. На функцию. Увы. Мы берем людей. С их характерами, с их достоинствами и недостатками. С их семьями, или их отсутствием, что так или иначе может повлиять на выполняемую ими работу. Например. В одно рекламное агентство взяли на работу женщину 28 лет на должность менеджера по продажам. До этого она весьма успешно проработала риэлтором 4 года. Характер работы весьма похож: что в риэлторстве, что в рекламе торгуют «воздухом». Руководитель рекламного агентства предположил, что у нее может получиться и здесь. Но он не учел психологический фактор. Когда эта женщина работала в риэлторстве, ей было 24 года. И факт, что она не замужем не мучил ее так сильно, как стал мучить в 28 лет. Подружки повыходили туда давно и обзавелись детьми, родители из нее активно выдавливали внуков, и она свой фокус внимания неосознанно перенесла с карьеры на поиск мужа. Когда наша женщина приступила к работе, и в первое время начала засиживаться до ночи, чтобы поскорее «вникнуть в суть рекламного бизнеса и наработать клиентскую базу», руководитель радовался, какую работящую и активную сотрудницу он приобрел. Но когда ему пришел счет на очень круглую сумму за потраченный интернет-трафик на сайтах знакомств и порно-сайтах, это явилось для него полной неожиданностью. Источник затрат додумайте сами. 

Я часто бываю и в Европе и в Канаде. И мне было и обидно и долгое время непонятно, почему у нас так принято лезть в личную жизнь работников? И почему у нас нет таких демократических порядков? Пережитки СССР? А потом я поняла: им незачем лезть в личную жизнь работников потому, что их работникам принято хорошо работать вне зависимости от пола, возраста, семейного положения или сексуальной ориентации. А у наших, большинства статистических работников, это не принято. Поэтому работодатель вынужден, и мы сами так делаем и другим рекомендуем спрашивать и о супругах, и о прочих родственниках и аффелированных лицах, и конечно об увлечениях помимо работы. Чтобы не вляпаться с игроманом или ответственной, но женой уголовника. Кстати, роль служб безопасности тоже в этом заключается. И это не кажется нам ненормой. 

Поэтому, дорогие соискатели! Я уверена, что среди вас тех, кого я описала нет! И вы работаете хорошо вне зависимости разведены или семейные, есть дети или нет. Скажите все о себе сами, все равно узнают. 

Что писать? То что в паспорте или то, что по факту? Мое мнение — по факту. Известен анонимный опрос психологов, в результате которого выяснилось, что у нас гораздо больше замужних, чем женатых. Но этого же не может быть? Оказалось, что женщины, находящиеся в гражданском браке чаще считают себя замужними, а мужчины — холостыми. Но что бы вы не написали, пытаясь пройти фильтр отсева на уровне резюме — нет правильных ответов. Это на кого нарветесь. Если кадровик, сидящий на отборе сам счастлив в браке — он неосознанно большее предпочтение будет отдавать кандидатам семейным. Если от девушки-рекрутера только что ушел муж к другой, то все разведенные ей могут казаться потенциальной угрозой. Поэтому, как говорит М.Е.Литвак: «Говорите правду, все равно вам не поверят!». Ведь на самом деле, если вы хороший работник, то все эти формальности — полная ерунда. Но к сожалению, некоторые начинающие кадровики и руководители придают им бОльшее значение, чем оно того стоит. 

Графа «Возраст».

Кто не слышал стонов: «Ну как же мне найти работу после 45 лет, когда все сайты только этим и ограничивают!»? Извините за занудство, но если бы стонущие предыдущие 45 лет приобретали высокую квалификацию и нужные личностные качества, а не занимались непонятно чем, то им не пришлось бы искать работу. Но опять-таки, тогда не было бы этой книги. Если уж так вышло, что приходится искать работу после 45 лет, то это надо как следует обыграть в сопроводительном письме. Что у вас «есть большой недостаток» - вам уже 46 лет. Но вы надеетесь, что он единственный, т. к. вы умеете вот это и это. 

Точно так же мы обходим формальные требования, что нужен «мужчина» или «разведенная женщина с двумя детьми». 

Друзья! Будет ли умный руководитель считать эти формальности важными? Нет. Если вы видите такие требования — это уже звоночек. Чаще всего такие среднестатистичекие рамки нужны начинающим кадровикам, чтобы хоть как-то сориентироваться при отборе кандидатов из потока. Тогда вам надо стараться обходить эти вакансии! Точнее этих кадровиков. 

Работать надо на первое лицо!

Или непосредственного руководителя подразделения, куда вы метите. Но об этом подробнее в разделе о сопроводительных письмах.

Графа «Опыт работы», и «Ключевые навыки».

Краткость, краткость, и краткость! 

Только название компании, рядом только ее сфера и рейтинг в отрасли. Ниже только название должности (понятное всем! На понятном, а не узкопрофессиональном языке! Уберите сокращения и слэнги!) , а рядом цифры, характеризующие уровень этой должности. И период работы.

По функционалу. Вы видели резюме, где описание каждого места работы занимает по 15-20 пунктов функционала? Вот так писать резюме не надо. Если человек не может выделить главное при описании своей работы — умеет ли он выделять главное в самой работе? Наша психика воспринимает 2-3 пункта. Ну четыре. Постарайтесь структурировать свой опыт, выделив 2-4 главный пункта из своих обязанностей. И обязательно должна быть графа после каждого места работы: «Достижения». В цифрах. Коротко. Емко. Понятно.  Говорить «ни о чем» можно часами. Но если есть цифра — все разговоры оканчиваются. 

Ошибочный пример:

C июля 2008 года по август 2015

Замглавврача в районной больнице военного городка N.

Руководить лечебно-диагностическими отделениями, кабинетами и лабораториями. Обеспечивать качество лечебно-диагностического процесса и постановку всей работы по обследованию, лечению и обслуживанию больных. Проводить плановые и внеплановые проверки состояния лечебно-диагностического процесса, по их результатам принимает необходимые меры по устранению недостатков. Осуществлять анализ качественных показателей деятельности учреждения здравоохранения. Осуществлять проверку медицинской документации, качества ее ведения, правильности и целесообразности применяемых методов обследования и лечения больных. Организовывать и проводит клинические, клинико-анатомические и утренние конференции, больничные советы. Организовывать повышение квалификации врачей и среднего медицинского персонала, клинические разборы, консультации и консилиумы. Внедрять в практику эффективные методы и средства профилактики, диагностики и лечения, новые организационные формы работы по оказанию лечебно-профилактической помощи. Обеспечивать преемственность оказания медицинской помощи. Контролировать выполнение требований правил внутреннего трудового распорядка, техники безопасности, охраны труда.

Нечитаемо. Плюс из-за глаголов несовершенного вида возникает ощущение, что кандидат переписал это из интернета, а делал ли сам в работе — неясно. Тогда как в реальности выяснилось, что это очень и очень достойный специалист.

Верный пример.

C июля 2008 года по август 2015 Районная больница военного городка N.

(200 коек, 350 человек - общий персонал, из них 50 врачей).

Замглавного врача.

Обеспечение лечебно-диагностического процесса: обследование, лечение и обслуживание больных: (6 лечебно-диагностических отделений, 21 кабинет, 3 лаборатории);

 Анализ качественных показателей деятельности учреждения; 

 Организация контроля медицинской документации и целесообразности применяемых методов обследования и лечения больных. Внедрение новых методов профилактики, диагностики и лечения; 

 Организация повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала, клинические разборы, консультации и консилиумы. 

Достижения: За время работы написал 12 печатных статей по нейрохирургии и вертебрологии. Закуплено оборудование и начал  проведение артроскопий и оперативных вмешательств на позвоночнике на базе нашей больницы. Это позволило увеличить приток пациентов к нам из других районов области на 10%, и снизить направление пациентов в городские учреждения на операции до 60%, что привело к экономии порядка 700 тыс. рублей в год. 

*

Ну что, вы уже поняли принцип описания каждой из граф? Если пока не до конца, то про «личностные качества», писать или нет про желаемую зарплату и как торговаться по цене на собеседовании, можете узнать из нашей с Михаилом Ефимовичем книги «Как продать себя дорого», или на тренинге. 


Этап первый. Анализ рынка работодателей
Этап третий. Учимся проходить личные интервью.