Техника увольнения подчиненного с объяснением «в любви».


(метод «Психологического айкидо»)


Дорогие руководители! Как уволить подчиненного без скандала, и без последующих встреч профсоюзов и трудовой инспекции?


Наш Трудовой Кодекс на этот вопрос отвечает так: один из вариантов, созвать аттестационную комиссию, и доказать его профнепригодность. Когда иных вариантов нет — куда деваться? «Не знаешь как поступить — поступи по закону». Но сколько на это уходит времени, нервов, трудовых ресурсов! И все это, в конечном итоге, — ваши деньги!


Но психолог, всегда победит юриста! А кто главный психолог на предприятии? Директор. У нас на базе идей МЕ Литвака и клуба «КРОСС» отработана техника увольнения (как и развода с мужем или женой), без конфликта, объясняясь в любви. Без нервов. Без штрафов. Без судов.


Как? «Оскорбления — драгоценные камни общения» по словам М. Литвака. Их надо собрать, и высказать в свой адрес, заботясь о благе того, с кем решили расстаться. Зачем ему, такому прекрасному, общаться с вами, таким гадким? Причем, если вы сделали это артистично, то партнер по общению так искренне в это верит, что даже смешно становится!


В применении к ситуации увольнения, главный тезис таков: «Вы очень талантливы и переросли наше предприятие. Не хочу сдерживать ваш рост. Ищите лучшее место для своей реализации!»


Привожу один из последних примеров. Директор — Александр из Питера, занимается с нами уже более 5 лет. Ведет бизнес по созданию интернет-сайтов. Александр решил расстаться с подчиненным Сергеем, который начал явно антилидерствовать и перепутал фон с фигурой.


Но передаю слово самому Александру:


Переговоры на стадии найма в компанию. Александр дал ему тестовое задание, по результатам которого станет ясно — брать ли его на постоянную работу. Это отчет Сергея в скайп:

  • Доброй ночи, Александр. Мы на курсах проходим коробочную версию Битрикс 24, я пытаюсь по максимуму впитывать в себя информацию, т.к. она так же применима для сайтов. Из-за этого у меня получается уделять вашим задачам только вечер, поэтому так и растягиваются задачи. У меня по прежнему большое желание работать с вами, поэтому мне не хотелось бы, чтобы вы считали, что я не уделяю должного времени.


(Комментарий ЧВ: по выделенным фразам уже его можно не брать. Как вы думаете почему?)


  • Ответ Александра: Здравствуйте, Сергей. Я понимаю, что у вас большая загруженность, поэтому, можем начать после того как у вас появится время. Думаю что до того времени место останется свободным.

  • Спасибо большое.


Через полгода работы в компании Сергей сказал, что хочет работать в компании и вести проекты. Вместо этого он в отсутствие директора провел планерку с коллегами, схватившись за общественную нагрузку по организации учеб для сотрудников. Своя же основная работа осталась под вопросом. К вечеру директору Александру, весь день бывшему на переговорах с клиентами, пришел такой отчет от Сергея по вотсапу:


« Александр, Добрый день, мы сегодня провели лекцию по скраму и обсудили несколько внедрений, которые пришли мне в голову:

  1. мы решили, что раз в месяц будем встречаться в субботу и каждый будет читать лекции по своей теме.

  2. нам нужно изучать английский, поэтому основы своей лекции должны быть прочитаны на английском

  3. т.к. у нас появился переводчик, мы бы были очень рады если бы раз в неделю нам хотя бы по 2 часа читали лекцию (уже прямое распоряжение директору об организации английских курсов), дабы подтянуть разговорный английский, а чтение и написание мы договорились изучать самостоятельно. До понедельника я еще подумаю над методологией изучения и мы решим окончательный вариант

  4. Еще не решили в каком будет формате, но мы сделаем сайт или приложение б24, где будут прописаны внутренние стандарты на верстку, программирование итд, чтобы новички могли все сразу смотреть и вливаться в коллектив, не задавая лишних вопросов

  5. Так же, наши лекции мы будем публиковать, если они не будут касаться внутренностей нашей компании. Хотели бы делать это на ваш сайт, чтобы поднимать его посещаемость и самим тренироваться.

  6. По скраму будем пробовать в пн, если Анна успеет отредактировать мою лекцию, то текст вам пришлю, чтобы вы были в курсе. На следующей неделе будет еще 2ая лекция, в которой я повторю вкратце 1ую.

  7. контроль версий mercurial , про него тоже постараюсь на следующей неделе рассказать


О чем говорят подчеркнутые фразы?

Кто у кого директор?


Те, кто был на наших управленческих циклах знает, что главный признак Антилидера — попытка изменить цель группы. Что и делает Сергей, оттягивая силы коллег, без согласования с директором, на вспомогательную часть — учебу. Конечно учиться надо, но деньги платят за создание сайтов.


На следующий день Александр получил сообщение от Сергея: Александр, добрый вечер, меня возможно не будет со вторника по четверг, уезжаю в Москву.


Кем себя уже точно чувствует Сергей? Достаточно ли фактов вам, руководители, для принятия решения по такому подчиненному? Нам достаточно. Однозначное увольнение, пока он не развалил всю команду. Ведь он вообще не понимает, что он делает. А перевоспитать, как вы знаете, никого не возможно.


Чувства Александра: за последнее время количество запросов от него значительно растёт. Меня это напрягает, я чувствую что начинаю много о нём думать. И в этой ситуации он просто меня перед фактом ставит.

Я задумался, что такая простая ситуация и я стал очень сильно испытывать тревогу, что если его увольнять, то надо подбирать опять человека и что я вижу что у него объём часов в этом месяце значительно меньше - в два раза чем в прошлом. Ну ничего, потревожусь и пройдёт. Это просто рабочие процессы. Пока не очень хорошо получается управлять. Необходимо разбить день на временные отрезки в которые буду заниматься определёнными делами или хотя бы стараться придерживаться этих интервалов.


На следующий день прослушал разговор с Викторией по поводу последней ситуацией с Сергеем:

  • Тактически — забрать его лавры себе.

  • Стратегически — ему не хватает значимости. Можно роручить сложный проект со словами: Справишься только ты. Очень сложная задача. Разработать новое направление. Подготовить лекцию на такую-то тему. Изучить то-то...


Я пришел в офис, созвал планерку для всех и сказал:


«В пятницу получил шикарное сообщение от Сергея и зачитать его полностью.

Сергей, вы молодец, что провели эту учёбу без меня, вобщем-то бизнес тогда устойчивый, когда сотрудники работают вне присутствия руководителя, то что я отсутствовал, а вы работали говорит о том, что я очень правильно организовываю деятельность, я очень рад, вы молодцы.


Сергей мне расскажет о той стратегии, что вы рассматривали.

А ему я сейчас хочу поручить очень важное направление с которым справится только он, потому что только у него есть способности и задатки.


Вы все большие молодцы, что провели планёрку и учёбу без меня. И я рад, что вы и без меня активно трудитесь. Это говорит о том, что я очень правильно организовываю деятельность, я очень рад, вы молодцы. Это наш корпоративный университет.


Сергей! Здорово, что вы взяли на себя эту инициативу, я давно искал такого человека, я рад, что в вашем лице я это нашёл. Я предлагаю вам возглавить наш корпоративный университет. Пожалуйста напишите бизнес-план. Я намечу время защиты этого проекта перед нами всеми. В этом проекте должны быть два обязательных пункта: затраты по времени и ресурсам и сроки реализации проекта в виде навыков и прибыли компании.


Я уже понял, что Сергей начал с вами отдельную группу создавать. Мне это выгодно в любом случае. Если у вас там в его группе работа пойдёт успешно, то вы и меня за собой подтяните и позовёте. Если пойдёт не успешно, и Сергей не справится с организационной работой, ну что же тогда будете продолжать работать здесь. Поэтому если Сергей сейчас создаст свою компанию, ну поговорите с ним, может быть он возьмёт вас к себе работать».

После этого разговора была гробовая тишина, а Сергей ушел с загадочным видом молча.


*

На следующий день Сергей сказал, что хочет развиваться в направлении менеджера проектов и технического директора. Я сказал ему что тогда возьму его на встречу с клиентами чтобы он увидел как это происходит. В пятницу мы были у двух заказчиков. Я обратил внимание, что он встревает в разговор. Я попросил его после встречи сделать отчёты по встречам. Пока он отчёты не скинет на следующие встречи я приглашать не буду. Он сделал один отчёт вчера - через 5 дней.


Сегодня была встреча с новым заказчиком, это клиент по проекту которого работает Сергей, но я его на встречу не пригласил и сказал ему, что я не пригласил его потому как ранее договаривались - пока не напишет отчёт других приглашений на встречи не будет.


Он мне написал сообщение:

«Александр, объясняю почему не пишу вам отчет о второй встрече: Никакой обратной связи по отчету о первой встрече я не получил, поэтому и не могу понять, что было правильно, в чем я ошибся, что еще нужно было заметить, на что стоило сделать упор. Мне нужно понимать где вы сами ошиблись, где стоило повести себя по другому. Возможно у вас свой метод обучения, но я считаю, что одними своими догадками развиваться невозможно».


Я ответил: Да, все верно. Догадками развивается невозможно.


Меня зацепило то что я подумал что он хочет мной управлять - указывать мне формат взаимодействия с ним и критикует мои действия. Я решил проконсультироваться с Викторией по этому вопросу. Она подсказала текст письма на увольнение, которое я написал ему и тут же отправил:


«Сергей! У вас уже очень высокая квалификация, вы меня переросли. Я долго думал над вашими справедливыми замечаниями и я понял, что не соответствую вашим ожиданиям потому что: у меня неправильный метод обучения и я допускаю ошибки в переговорах, как вы правильно сказали. Поэтому, я не хочу сдерживать ваше развитие, я уверен вы в ближайшее время построите прекрасный бизнес, который обойдёт наш, я думаю, что через какое-то время я приду к вам учиться. Поэтому не мучайте себя, ищите более серьёзную компанию и руководителя. Или сам таким становитесь, который не будет допускать ошибки на переговорах и будет использовать правильные методы обучения. А тем более сейчас вы планировали отпуск, как раз сможете отдохнуть и за одно работу поищите или подумаете о своём собственном бизнесе».


После этого я стал чувствовать себя плохо у меня заболела голова, я порешал все вопросы в офисе и пошёл домой созвонился с Викторией и тут пришло сообщение от Сергея:


«Александр, не успел вам высказать свою точку зрения, поэтому напишу. Возможно вы не правильно поняли мою фразу по поводу обучения, я просто хотел узнать как мы будем это делать и в каком формате. Т.к. вы уже решили разойтись, то я бы хотел вам помочь, как минимум в плане проектов, сейчас их очень много и вам будет не выгодно терять клиентов, оплачивать эту работу не будет нужно. Так же я хотел бы рассказать вам, что по моему мнению можно добавить в вашу компанию, если вам будет интересно.


По поводу моего роста вы правы, я сам это понял около недели назад и все размышлял над этим.


По поводу того, что ваше обучение не правильное, вы ошибаетесь, я же научился :)

Работая в вашей компании я в первую очередь хотел сделать ее лучше, поэтому и предлагал себя в сферах, которые мне под силу.


Так же я хотел остаться с вами хорошими друзьями, потому что вы мне многое дали. Считаю, что вы должны гордиться тем, что смогли помочь мне в становлении личности.


Я: Хорошо. Гордиться буду. Если вам очень уж хочется - можете прислать свои мысли мне в почту.


С: А настоящую причину увольнения не хотите рассказать?

Я: Я и сказал настоящую. Но вы можете думать как вам удобно.

С: Я же вижу, что Вы чего-то не договариваете

Я: Александр, думайте как вам удобно.

С: Хорошо, спасибо за сотрудничество.

Я: Сергей, и вам большое спасибо за работу со мной.


Вопросы для любителей и профессионалов управления,

знакомых с нашей системой:


  1. Поверил ли Сергей в свое превышение квалификации?

  2. какую неформальную роль (помимо антилидера) играет Сергей?

  3. Стоило ли раскрывать истинную причину увольнения.


Для тех, кто не знаком с нашими принципами — их можно прочесть в книге Литвака «Командовать или подчиняться». Или в наших статьях и на тренингах.

Что делать козлу отпущения?
Укрощении истерички-коллеги в стиле «Психологического айкидо».