Фалес

Родился в 640 гг до н.э. Прожил 80 лет.


Обратите внимание на то, что все без исключения мудрецы и философы прожили длинную жизнь. От 80 до 110 лет. Уже это одно, с моей точки зрения является показанием к тому, чтобы и мы с вами занимались философией. Даже не говоря о качестве самой их жизни. Спокойной, радостной и уравновешенной.


Фалес был сыном из очень знатного рода. Умер глядя на гимнастические состязания. Он причислен к 7 мудрецам первым.


Отойдя от государственных дел он обратился к умозрению природы. Говорят, что он первый начал заниматься астрономией, предсказывая затмения солнца и луны. Объявил размер солнца=1/720 солнечного кругового пути, а размер луны – такая же часть от лунного пути. Что очень близко к сегодняшним астрономическим данным. Он первый назвал размер месяца «тридесятым». Открыл продолжительность года и разделил его на 365 дней. Первый объявил душу «бессмертной».


В государственных делах был мудрым советчиком и спас город, не присоединившись к союзу, который предлагал его жителям великий и богатый Крез. Жил простым гражданином в уединении.


Однажды Фалес, желая показать, что разбогатеть очень просто, в предвидении большого урожая взял внаем все маслодавильни и этим в сезон нажил много денег. Жители, не понимая его действий, в момент скупки маслодавилен, обсмеяли его. Но когда пришла пора обрабатывать урожай, и ни у кого кроме него этого сделать нельзя было, быстро перестали смеяться, а раскошелились на высокие монополистические цены, которые он выставил за работу.



Помните рассказ о треножнике, и как причислили семерых правителей к числу мудрецов? Эта история окончилась воздвижением храма Аполлона в Дельфах.


Один бедный пастух пас стадо баранов. И ему надо было переправить через расщелину все стадо к новому лугу. Пастух задержался, ожидая последнего барана, возле расщелины, из которой шел странный пар. И вдруг, как только последний баран перепрыгнул на новый луг, пастух с изумлением обнаружил, что он начал понимать все, о чем говорят бараны!!!??? «О, великие Боги! Вы свершили чудо!», подумал пастух. Он решил, что Боги одарили его великим даром понимать язык баранов! Ошалевший от радости пастух с этой вестью сломя голову, примчался к жрецам. Ну а жрецы, баранами не были. И сразу смекнули как на этом можно заработать. Если уж какой-то пастух из этих паров начал понимать язык баранов, то уж они, служители Великих Богов, сумеют сделать так, чтобы показать простым смертным, что они понимают все веления и предсказания небожителей. И начнут доносить их волю.


На месте этой расщелины и воздвигли храм Аполлона. На особом постаменте, в храме, посадили специально выращенную девушку из аристократической семьи, (это было признаком особого почета для данной семьи) и назвали ее пифией, то есть рекущей истину. Она, надышавшись галюциногенными парами, начинала бормотать нечто несусветное, что считалось словами Богов. А в качестве переводчика с «божьего языка» на людской к пифии приставили оракула. Вот приходит бездетная семейная пара узнать когда Боги пошлют им наследника? Или когда будет богаты урожай? Или когда отцу семейства ждать повышения по службе? И за эти пророчества готовы отдать много денег. Оракул запрашивает это у пифии, пифия у Богов, те отвечают, оракул переводит. И все довольны. И самое главное, многие предсказания от пифии сбывались! Современная наука объясняет это механизмами самовнушения.


Так ли уж много изменилось на сегодня?


Но вернемся к мудрецу Фалесу. Кроме своего самого известного речения, известны еще многие не менее мудрые. Я хочу привести несколько. остальные же если захотите, прочтете сами.


Изречения Фалеса:


  • Между жизнью и смертью нет разницы – Почему же ты не умрешь? - Именно поэтому. Что мне это напомнило? В Риме была пословица «Для сильного человека что счастье, что несчастье – все равно». А в 20 веке В.Франкл скажет, что спокойные рассуждения о смерти помогают нам ярко и осмысленно проживать каждую минуту своей жизни. Что невротики живут так, будто они бессмертны, каждый день откладывая свои дела на потом. И основа экзистенциального анализа – жить так, что с одной стороны, тебе предстоит дожить до 150 лет, а с другой стороны, как если ты умрешь завтра. И не торопясь, и делая максимально возможное.

  • Можно ли скрыть от богов дурное дело? - ни даже дурное помышление. А это напоминает мысли Иисуса Христа, который сказал, что важно не только в делах своих соблюдать 10 заповедей Моисеевых, но главное – в мыслях. Если ты не переспишь с женой ближнего своего, но будешь желать этого в сердце своем, то ты не меньший грешник, как если бы переспал. Если ты не убиваешь физически ближнего своего, но мысленно ругаешь его и желаешь ему всяческих напастей – кому прежде всего ты делаешь плохо? Кого убиваешь этими мыслями? Себя самого. Ведь ты не можешь думать ни о чем другом продуктивном, как кроме того, как наказать бы и отомстить обидчику. И как тебя за это наказывают Боги? Тем, что современная психология называет малоадаптивными мыслями, умственной жвачкой, которая ведет к психосоматическим заболеваниям и, в конечном счете, твоей собственной преждевременной смерти.

  • Что на свете трудно? - познать себя. О связи этой мысли с мыслями К.Хорни я уже говорила. Виктор Франкл говорит, что мы можем познать себя только через дело. «Хочешь познать себя – сделай свое дело. Если не сейчас, то когда? ... Если только для себя, то кто ты?» Каждый день через страхи и успехи я познаю себя. В детстве меня считали смелой до безрассудства. Я и была такой под прикрытием кого-то сильного рядом. Когда же я осталась отвечать одна за себя в жизни, я узнала, что я не такая смелая. Могла ли я узнать, что я бухгалтер, если бы не начала в этом работать? Нет. А могла бы я узнать, что мне до хорошего руководителя и управленца еще шагать и шагать, если бы не провалилась как главбух крупного предприятия, где нужны уже управленческие навыки, а не просто сводить баланс? На пути череды неверных приемов и увольнений сотрудников я познала, что в качестве организатора мне очень трудно пока быть эффективной. Зато я за познала, что я неплохо могу подбирать персонал. Я познала, что оказывается я хорошо уже разбираюсь в людях. Вижу их мотивы и могу на них воздействовать. а в последнее время я начала познавать себя в новом качестве преподавателя и тренера. И очень радуюсь этим своим успехам. Я познала себя через них.

  • Что легко? - советовать другому

  • Что приятнее всего? - удача

  • Когда легче всего сносить несчастье? - когда видишь, что врагам еще хуже. А в шуточной форме, Чехов потом скажет, что в неприятностях наших друзей есть что-то чуточку не неприятное.

  • Что он видел небывалого? - Тиранна в старости. Ведь трудно прожить долгую жизнь, притесняя других

  • Кто счастлив? - кто здоров телом, восприимчив душой и податлив на воспитание. А мы с вами чем занимаемся на занятиях по личностному росту? Перевоспитываем себя, становимся более гибкими к изменениям. А можно ли быть счастливым без физического здоровья? Ветхий завет дает нам вот какие указания: «Лучше бедняк здоровый и крепкий силами, нежели богач, изможденный телом; здоровье и и благосостояние тела дороже всякого золота, и крепкое тело лучше несметного богатства; нет богатства лучше телесного здоровья и нет радости выше радости сердечной; лучше смерть, нежели горестная жизнь или постоянно продолжающаяся болезнь». В 19 веке, спустя 2 600 лет, Шопенгауэр скажет, что самым ценным в личности человека он считает веселость духа, основой которой является физическое здоровье. «Насколько наше счастье зависит от веселого настроения, а последнее от состояния нашего здоровья, это можно видеть сравнив впечатление, производимое на нас одними и теми же внешними отношениями и случаями, когда мы здоровы и бодры, с тем,как они отзываются на нас, когда болезнь настроит нас мрачно и тревожно»... И дальше Шопенгауэр предлагает нам заниматься ходьбой и холодными обливаниями ежедневно.

  • Надобно не с виду быть пригожим, а с норову хорошим. Позже эту мысль перефразирует Сократ, сказав, что если ты доволен своим отражением в зеркале – не обезобразь его дурными делами. А если не доволен – улучши добрыми поступками.

  • Не богатей дурными средствами, и пусть никакие толки не отвратят тебя от тех, кто тебе доверился. Позже Ленгле в 20 веке, последователь В.Франкла в направлении экзистенциального анализа, скажет, что не надо играть «краплеными картами» даже с самим собой. Что не надо не только обманывать других. Не надо обманывать самого себя, подтаскивая за уши преждевременный успех. Жизнь, или как говорили древние греки, великие Боги, видят все. Не думай, что ты обманешь их, заполучив результат, условия для которого не созрели. Или если ты сам не созрел для этого. А еще можно сказать, что это - прямое следствие из первого закона Философии. Начнешь в нетерпении разрывать бутон своей розы, что с ней будет? Она завянет не распустившись. Начнешь, без созревших оснований желать успеха – он испугается и убежит от тебя.


Оставил после себя речение: «Познай себя!» / «Познай самого себя!»


Древние греки — наши современники
Хилон