Платон

Что вам известно о Платоне? У большинства из нас его имя связывается с диалогами о Сократе. Еще могут вспомнить «платоническую любовь», и что он был идеалистом.

Сначала я кратко расскажу основные события его жизни. А потом — о его учениях и наследии.

Платон был учеником Сократа и основоположником античного идеализма.

Родился в 428 году до н.э. И прожил 84 года. Продолжая творить и работать до последних дней. Происходил из родовитой афинской знати. И по материнской лини был потомком самого Солона в шестом колене. А как говорят о самом Солоне — так тот возводил свой род к богу Посейдону. Как видите, философы скромностью не отличались. Ведь и Пифагор говорил о том, что он произошел от бога Гермеса, а истину речет как сама пифия.

В детстве Платон обучался различным наукам, в том числе гимнастике у знаменитого борца. И от него же и получил свое имя Платон, что означает «широкий» за свое крепкое телосложение. Но некоторые полагают, что так он был прозван за широту своего ума. А некоторые — за широкий лоб. Очевидцы рассказывают, что голос у него был слабый. И в юности он производил впечатление застенчивого юноши настолько, что никто не слышал как он смеялся в полный голос.

Кстати, из юности и детства многих философов мы знаем, что они вовсе не были избавлены от невротизма! Но в ходе своей жизни с помощью упорства характера смогли преодолеть его и достичь огромных высот. По-моему, это очень окрыляет каждого к работе над собой. Так, например, история Демосфена, самого знаменитого до сих пор оратора мира, что он был не только страшно застенчивым, но и страдал сильным дефектом речи!

Вернемся к Платону. В юности он увлекался поэзией, и даже сам сочинял трагедии, которые сжег после знакомства с Сократом (!!!). Говорят, было это так: Платон готовился выступить с трагедией собственного сочинения на состязаниях перед Дионисовым театром*. Но услышал беседу Сократа с кем-то, и сжег свои стихи с такими словами: «Бог огня, поспеши: ты надобен нынче Платону!». С этих пор (а ему тогда было 20 лет) он стал неизменным слушателем Сократа, пока того не казнили.

Когда пала власть олигархов («тирания тридцати»), он решил посвятить себя политической деятельности, но после суда над Сократом отказался от этого. И вместе с другими учениками Сократа покинул Афины.

Сначала Платон путешествовал по Элладе, потом поехал в Италию и Сицилию (тогда они были разными государствами). А оттуда в Африку (Египет и Кирена) с целью обучения у лучших учителей мира вершинам знаний.

Кстати, почти все философы с юности тратили свои накопления или наследства только с этой целью. А не так ли следует и поступать нам, инвестируя свои средства в самое дорогое, что у нас есть, в себя?

В Италии Платон заинтересовался учением пифогорейцев о божественности души и о ее переселениях в различные тела после утраты очередной смертной оболочки.

Платон так же, как и многие другие философы, в том числе Сократ, был исправным гражданином и трижды участвовал в военных походах, где кстати и отличился боевой славой.

Немного его политической и общественной деятельности. Она была как и у многих скандальна. Чем может вызвать философ гнев правителей? Независимостью своего мнения. Так вот эта участь не избежала и Платона. Когда он был у Правителя Сиракуз*, то оскорбил его своими рассуждения о политической власти. А именно, он сказал, что «не все то к лучшему, что на пользу лишь тиранну, если тиранн не отличается добродетелью». В гневе правитель воскликнул: «Ты болтаешь как старик!». «А ты — как тиранн» - ответил Платон. Что было дальше? Правитель поначалу хотел его казнить. Но его отговорили, и тот продал его в рабство. Платона вывезли на продажу, но предварительно он попал на суд за прегрешение которое приписал ему разгневанный правитель. Но когда кто-то в шутку сказал, что он — философ, суд оправдал его. Выкупил его из рабства один из друзей. А другой купил ему садик с землей на которой в последствии основал он свои Академии.

А не так ли поступают современные чиновники и руководители крупных корпораций с теми, кто смеет мыслить иначе их самих? Тем самым, лишая себя и бизнес идей, которые могут принести великую прибыль.

На этом отношения Платона с правительством Сиракуз не окончились. В 366 году умирает этот правитель Сиракуз. И, узнав об этом, Платон не оставив идеи политической деятельности, и создания идеального государства, отправляется туда, надеясь убедить нового правителя перестроить государство на основе его социальных теорий. Кстати, один из диалогов Платона называется “Государство”. Как вы думаете, новый правитель внял его теориям и доводам?Конечно нет. Их сочли оторванными от жизни. А прошла ли безнаказанной эта инициатива у нового правителя? Нет! Ведь даже Платон, будучи философом, нарушил Закон Жизни — проявил инициативу! Тогда как надо было просто развивать свои идеи и дождаться, пока сами правители придут к нему за помощью. За это Платон тоже чуть было не попал опять в беду. Но другой философ, кстати, придерживающийся иного направления взглядов, написал новому правителю такое письмо:

“Все мы, любя Платона, посылаем тебе посыльного, чтобы увести его от тебя по нашему прежнему соглашению. Мы советуем тебе припомнить с какой настойчивостью ты всех нас убеждал устроить его приезд и позаботиться о его безопасности здесь и на обратном пути, равно как и о многом другом. Припомни так же, что прибытие его ты почитал за честь, что любил ты его потом как никого иного. И поэтому, если у вас что не заладилось, останься человеком и верни его нам невредимого. Этим ты сделаешь справедливое дело и обяжешь нас благодарностью”.

Мне кажется, что все эти подробности из жизни великих людей очень интересны. В них мы можем черпать образцы не только как нам поступать в трудных ситуациях, но и как писать отдельные судьбоносные письма.

*Сиракузы — город-государство, с именем которого чаще всего связывают имя Архимеда. Закон Архимеда из школьных уроков в шутку у нас звучал так: “Тело, втиснутое в воду, выпирает на свободу с весом выпертой воды, телом втиснутым туды”. Когда Архимед, сидя в ванной, открыл этот закон, то его радость настолько зашкалила, что он с криком «Эврика!» побежал голым по улицам своего города.

Архимед тоже погиб классически для философа. Он сидел на берегу моря и с увлечением чертил геометрические фигуры. И понятия не имел о том, что в его государстве оказывается идет война. И вдруг изображение на песке ему заслонила чья-то тень. Это к нему подошел воин одной из сторон. Архимед был очень сосредоточен на своем занятии, и с раздражением попросил отойти того. И что? Воин оскорбился — и зарубил великого ученого. Кстати, подобная смерть постигла и Аристотеля, и чуть не постигла Диогена Синопского и Платона, о чем мы уже упомянули. А один из философов в ответ на речь правителя, который разгневался на того за непочтительные речи и пообещал казнить его, ответил: «А я и не говорил, что я бессмертен».

Но как и водится, в любой профессиональной тусовке (и философы этого не избежали) есть и зависть и ревность и насмешки. Многие философы насмехались над Платоном, а поэты высмеивали его учение. Например:

  • Пустое! За Платоном вслед побегай-ка. Познаешь суть и в чесноке и в щелоке.
  • Ах, Платон-Платон! Ведь только ты и знаешь что угрюмиться, и брови гнуть, улитки наподобие.
  • Наедине с Платоном празднословить ли...

Про его сексуальную жизни я нашла мало. О браке — сведений вообще не нашла никаких. А о сексе — говорят он был влюблен в различных и юношей и женщин. В том числе своего ученика Федра, одноименный диалог которого существует. И какую-то Ксантиппу. Достаточно распространена такая философская шутка: когда кто-то пришел к Сократу со словами, не хочет ли тот, услышать интересную новость. Сократ спросил гостя: «Скажи, эта новость достоверна? - Нет. А несет ли она для меня какую-то пользу? - нет. - а не причинит ли она кому-то какого-то зла? - нет. - Ну тогда я не хочу ее знать». Так Сократ не узнал, что его ученик Платон переспал с его женой Ксантиппой. Но та ли это Ксантиппа, что у Сократа — я не знаю. Все эти истории — перемешаны наполовину мифами, и на треть выдумками, каждая из которых несет глубокий философский смысл.

В начале 80-хх годов Платон вернулся в Афины. И как-то гулял в роще древнего догреческого бога Академа. И в этой роще начались его регулярные встречи со слушателями. Затем он купил весь участок, расположенным там же гимнасием. (Гимнасиями называли учебные учреждения для подростков, в которых основным предметом была гимнастика! Вот как Греки чтили физическую культуру). Эту территорию вместе со своей школой Платон назвал Академией.

И когда политические планы Платона окончательно не сбылись, он вернулся в Афины и посвятил последние 10 лет жизни литературным и педагогическим занятиям в Академии.

Некоторые занятные сведения о его жизни:

  • Одного из свои друзей он попросил выпороть раба со словами, что он не может сделать этого сам, т.к. находится в гневе. А кому-то из рабов сказал: “не будь я в гневе — выпорол бы тебя!”

  • на вопрос будут ли писать о нем в записках он сказал: «Было бы доброе имя, а записок найдется довольно!»

  • когда он увидел одного человека за игрой в кости, он укорил его. Тот ответил: «Ну это же — мелочь!», на что Платон сказал, что привычка — не мелочь.

  • Так же к его фразам приписывают, что слаще всего слышать истину. А кто-то , что не слышать, а говорить.

Ну а теперь подробнее о его творчестве и наследии.

Начнем с диалога «Государство», раз уж я его упомянула. Платон, конечно же, был идеологом аристократической верхушки афинского государства, ведь он и сам происходил из них! А позже на 2000 лет Карл Маркс скажет: «Бытие определяет сознание».

Диалог «Государство» начинается рассказом Сократа и переходит в спор о наилучшем государственном устройстве. Платон считает, что в идеальном государстве, где в соответствии с принципами Сократа у власти находятся «лучшие», все население должно быть разделено на 3 категории.

  1. Правители,
  2. Воины
  3. И трудящиеся.

Как вы думаете — какой ключевой принцип считает Платон должен соблюдаться в идеальном государстве? … Каждая из государственных групп должна быть занята только своим делом!!!

Именно этот принцип М.Литвак вывел как основной, в своем определении профессионала.

  • Профессионализм — это понимание меры своей компетентности.

Все 12 психологических признаков профессионала приведены в статье М.Литвака в нашей с ним совместной книге «Как найти хорошего начальника и хорошего подчиненного»

Вернемся к идеальному устройству государства от Платона. Вот некоторые признаки его:

  • правители управляют государством, руководствуясь мудростью и разумом,
  • воины охраняют его неприкосновенность, обладая мужеством и твердостью,
  • а трудящиеся, ремесленники и земледельцы заботятся о поддержании материального благополучия, сохраняя благоразумие и умеренность.

Как вы думаете, все ли эти категории он считал равноправными?... Нет. Первые две категории он считал привилегированными. Но правителей он считал людьми с врожденными способностями. И считал, что они должны проходить длительный путь самоусовершенствования, который может быть завершен избранием на ключевую должность не ранее 50 лет!!!!

Посмотрите! А нет ли аналогии с нашей действительностью? Чей дар в психологии считается самым редким среди специальностей и самым сложным?Дар руководителя и организатора. Только 5% от природы наделены эти даром. Тогда как с точки зрения приобретения управленческого навыка — его может каждый приобрести в определенном объеме. А вот объем и скорость его приобретения как раз и будут зависеть от способностей. Кстати, первую офицерскую должность в Спарте и давали именно в возрасте 50 лет.

На современном рынке труда, человек тоже достигает зрелых управленческих качеств не ранее 40 лет! Хотя гениальные исключения из правил были всегда: и Александр Македонский, в 20 лет завоевавший весь мир, и 26-летний Ростовский управленец Попандопуло, поднявший когда-то из бедственного положения наш «Ростсельмаш».

По представлениям Платона есть люди у которых наследственные преимущества, согласно которым они достойны перейти в в ряды правителей.

Платон для правителей устанавливает строго регламентированную систему обучения: арифметика, геометрия, астрономия, диалектика, т.е. Умение в споре отстаивать истину. (Для сравнения можно вспомнить иллюстрации из новостей о современных руководителях).

Ну и о его направлении в философии как идеализм. Кстати, как вы его понимаете?

В словаре Ожегова от 1986 года, определение идеализму такое: «Враждебное материализму, связанное с религией и идеологией реакционных классов философское направление. Оно ложно считает основой всего существующего сознание, дух, идею, а не материю».

В словаре Даля идеализм имеет несколько менее политизированную советскую окраску: «Философия, основанная не на явлениях вещественного мира, а духовного или умственного».

Здесь несколько трудное место. Я его пыталась понять с нескольких попыток. Попытаюсь донести. В конце этого диалога Платон противопоставляет чувственный мир вещей миру идей. Он рисует такой образ. Высшее благо он сравнивает с солнцем. Лучи этого солнца проникают в пещеру. Спиной к этой пещере сидят узники, и эти лучи позволяют им видеть на гладкой стене перед собой лишь тени и неясные отблески всего, что находится вне пещеры. Но эти узники считают, что реальность — это как раз эти тени, а все что происходит вне пещеры — нереально.

Кстати, т.к. Платон признает чувственный мир нереальным — он выступает убежденным противником искусства. Он решительно изгоняет его из своего государства. И жителям его государства разрешено петь одни лишь гимны, которые облагораживают и очищают душу.

А что же было с идеалистическим учением Платона в советские времена? Оно нещадно подверглось критике. В том числе К.Марксом. Но еще раньше его подверг критике его ученик Аристотель. До которого мы с вами и добрались.

Сократ
Диоген