Прометей. Или к чему приводят идеи величия подчиненных.

(статья Светланы Катциной*)

http://www.crossclub24.ru/

Это бессмертный, он происходил из поколения титанов. Кто знаком с древнегреческой мифологией, тот помнит, что олимпийские боги – это молодое поколение бессмертных. А до них существовало старшее поколение – титаны. И олимпийские боги во главе с Зевсом добились власти в результате борьбы со старшими – с титанами. Война эта получила название титаномАхии и происходила задолго до возникновения людского рода. Так вот Прометей, хотя и принадлежал к числу титанов, но в титаномахии поддерживал Зевса. Точнее, сначала он хотел было дать добрый совет титанам, но те, его совет отвергли, решив, что они так сильны, что не нуждаются в военной хитрости. Тогда Прометей решил поддержать Зевса. Вот как пишет об этом древнегреческий драматург Эсхил:

«Но тщетно убеждал я и доказывал,

Меня тогда и слушать не хотел никто.

И видя это, я почел за лучшее,

По доброй воле и в союзе с матерью

Пойти на помощь Зевсу. Помощь принял он»

А потом, уже после того, как Зевс воцарился на Олимпе, между союзниками произошел конфликт. Причиной конфликта стало то, что Прометей пожалел смертных, то есть людей, которым жилось сильно плохо, так что они чуть ли не погибали. Прометей втайне от Зевса принес им огонь и научил им пользоваться. Пользование огнем послужило началом для освоения людьми ремесел и вообще для технического прогресса. За это и был наказан Прометей владыкой Олимпа. Эта версия, которая многим из вас известна, изложена Эсхилом в одной из дошедших до нас его трагедий - «Прометей прикованный». Эсхил жил примерно за 500 лет до нашей эры, а миф о Прометее, понятное дело, возник намного раньше. Эсхил, как это принято, взял популярный сюжет и изложил его в оригинальной авторской трактовке, которую зрители высоко оценили. И которая дошла до наших дней. А лет за двести до рождения Эсхила, в семисотых годах до нашей эры, миф о Прометее имел иное содержание.

Семисотые годы до нашей эры – это времена таких знаменитых поэтов Греции как Гомер и Гесиод. Так вот Гесиод на двести лет раньше Эсхила по-другому объяснял причину конфликта между Зевсом и Прометеем. Не о людях заботился Прометей. Он задумал обмануть Зевса, чтобы потягаться с ним в мудрости. История с кражей огня – это уже вторая попытка Прометея превзойти Зевса. А началось всё с того, что:

«Тушу большого быка Прометей многохитрый разрезал

И разложил на земле, обмануть домогаясь Кронида.

Жирные в кучу одну потроха отложил он и мясо,

Шкурою все обернув и покрывши бычачьим желудком,

Белые ж кости собрал он злокозненно в кучу другую

И разместивши искусно, покрыл ослепительным жиром».

Это была модель жервоприношения, которую совершали люди, намереваясь умилостивить богов.

Потом Прометей предложил Зевсу выбрать, какую часть разделанного быка он предпочтет. Как думаете, начальник Зевс понял, что его пытаются проверить? Понял, конечно. Но на этот раз он только пожурил Прометея: «Козней коварных своих, мой любезный, еще не забыл ты». А как вы думаете, он забыл или запомнил совершенный подчиненным поступок? – Да, как пишет Гесиод, «в сердце великом навеки обман совершенный запомнил».

Еще вопрос: Прометей, оставшись безнаказанным, осознал тщетность попыток продемонстрировать свое превосходство? – Ничуть не бывало. Он снова решил обмануть Зевса, спрятав украденный у него огонь внутри тростника и передав его людям, вопреки запрету верховного владыки.

Как думаете, проигнорировал ли Зевс во второй раз нарушение Прометеем его указания? - Нет, конечно. А почему?

- Вспомним, первый проступок заключался в том, что жертвенная туша была разделена на неравные части с целью проверки, говоря современным языком, компетентности начальника. Кто был вовлечен в этот конфликт? – только двое: Зевс и Прометей. А во втором случае - был ли вовлечен в этот конфликт еще кто-то? – Да, весь людской род. Прометей для того, чтобы продемонстрировать более высокий уровень своей гуманности (назовем это так), изменил порядок мироустройства. Если раньше человеческий род существовал наряду с другими животными родами, то благодаря его проступку баланс сил был нарушен. Животные не умеют пользоваться огнем. Дар Прометея выделил человека из других смертных родов. А оказало ли это преимущество влияние на, как бы мы сейчас сказали, равновесие экосистемы Земли? – Да.

А как думаете, подчиненный сам понял, что он сделал? Он просчитал, к каким последствиям приведет его поступок? - Вряд ли. Тогда бы он сам был начальником. А объяснить ему баланс сил в системе мироустройства можно?

А что сделал Зевс? - Да, он поручил наказать проштрафившегося сотрудника принятыми в те времена в отношении богов методами - приковав его к скале, висящей над морем. Но это только часть дела, а основное что? – Восстановить нарушенное равновесие. Попробуйте себе представить, как будет выглядеть мир, в котором существует только добро. А зла – нет. Что исчезнет из такого мира? – Выбор исчезнет? А что вместе с ним? Свобода выбора, ответственность за свои действия исчезнет? Но это уже мои рассуждения. Гесиод не философствует по этому поводу, он говорит более прагматично: «Иначе каждый легко бы в течение дня наработал Столько, что целый бы год, не трудяся, имел пропитанье. Тотчас в дыму очага он повесил бы руль корабельный, Стала б ненужной работа волов и выносливых мулов». То есть значение труда в жизни людей существенно уменьшилось.

То есть если Зевс хотел сохранить установленный миропорядок, ему надо было устранить последствия проступка Прометея.

А как можно было исправить ситуацию? Мог ли Зевс снова забрать у людей огонь? Товарищи начальники, что было бы, если бы он снова отобрал у людей огонь? Как они стали бы относиться к Прометею и к Зевсу?

Так и до бунта было бы недалеко, люди могли бы поддержать Прометея и просить его стать своим вождем. Ставили бы ему храмы, приносили бы жертвы и так далее. Зевсу оно надо?

Поэтому для восстановления нарушенного равновесия Зевс поступил по-другому. Он поручил Гефесту «Землю с водою смешать, человеческий голос и силу внутрь заложить и обличье прелестное девы прекрасной, схожее с вечной богиней, придать изваянью». Афине он приказал обучить эту деву ткацкому искусству, Афродите велел обвить ей чело дивной прелестью и мучающей страстью. Также и другие боги и богини поучаствовали в процессе создания этого творения, которому дали имя Пандора. Гермесу Зевс поручил вложить в ее грудь «льстивые речи, обманы и лживую хитрую душу».

И что Зевс сделал с этим очаровательным созданием? Он отправил Пандору в подарок. И не к кому-то, а к Эпиметею - брату Прометея. Прометей, наделенный даром предвидения, предупреждал брата, чтобы тот никаких подарков от Зевса не принимал.

А вы как думаете, увидя эту прелестную девушку, вспомнил ли Эпиметей о предостережении брата? - Нет, не вспомнил. Пленившись красотой Пандоры, он женился на ней, от их брака родилась дочь Пирра. Она по преданию, тоже сыграла большую роль в судьбе человечества, но это уже другая история.

А в доме Эпиметея стоял большой сосуд, плотно закрытый тяжелой крышкой; никто не знал, что в нем и никто не решался открыть его, так как все знали, что это грозит неизвестными бедами.

Любопытная Пандора сняла с сосуда крышку и все бедствия, заключенные в нем, разлетелись в разные стороны. С тех пор на земле появились болезни, горести, страдания, о которых людской род раньше и слыхом не слыхивал. Это и стало для Зевса способом восстановить нарушенное Прометеем равновесие.

А что стало с Прометеем вы, очевидно, помните. Какое-то время он еще проклинал несправедливость и неблагодарность Зевса, приковавшего его к скале, несмотря на все былые заслуги. Потом смирился. И Зевс позволил освободить его, вовлекши в это дело своего любимого сына из тех, которые рождены были смертными (а вы знаете, что у владыки Олимпа было много детей от смертных женщин). И любимым из них считается Геракл. Так Геракл обрел себе могущественного покровителя в лице титана Прометея.

А этот конфликт между владыкой Олимпа и титаном Прометеем был завершен, оставив человеческому роду последствия. Какие? Способности к ремеслам, наукам и искусствам, ведущие начало от умения пользоваться огнем, а также страдания, от которых не застрахован ни один смертный.



Психея. Этапы взросления личности.
Одиссей. Или как тщеславие вредит карьере.