Сублимация


  • Сублимация — форма психологической защиты, при которой вытесненная в бессознательное энергия нереализованной потребности переводится в другой канал.


Например, энергия вытесненных бессознательных сексуальных влечений может быть переведена в творческую деятельность и какое-то время не беспокоить индивида. Длительное время может наблюдаться компенсация (замена секса творчеством), но, как указывал Фрейд, что-то следует использовать и по прямому назначению.


В качестве аналогии Фрейд привел анекдот о лошади города Ганновера, которая хорошо работала, но был у нее один недостаток - много ела. Жители этого городка решили отучить ее от этого недостатка. И постепенно уменьшали рацион. И в день, когда она должна была работать и уже совсем не есть, она их подвела — она околела.


Как вы думаете, нравилось ли такое объяснение Фрейда многим деятелям искусства и культуры? Нет. Они возмущались положениями Фрейда о том, что их творчество является одним из проявлений сублимации. Может быть, они правы. Многие писатели и поэты, в своих произведениях высказывают весьма оригинальные и точные мысли, и даже гениально отражают законы жизни. Но свою обычную жизнь ведут достаточно невротически.


Лев Толстой поговаривают что до 40 лет был особым любителем женского пола, а потом стал блюстителем нравственности. Кстати, и о Фрейде известны многие невротические факты жизни.


Знать конечно нам детали личной жизни гениев надо, но гениальность их трудов это нисколько не умаляет. И критике по мои представлениям их повергать нам не стоит.


К чему ведет длительная сублимация? К неврозам.


А как вы думаете, сублимироваться может только вытесненное сексуальное влечение? Нет. Ученики Фрейда сказали что так же сублимируются и другие потребности. Какие?


На практике можно наблюдать неврозы и невротичность, развившиеся при сублимации потребности в творческом росте.


Скажите, пож-та, что очень искренне считает подавляющее большинство людей главным — семью или работу? Семью конечно. И по мои наблюдениям не только женщины, но и мужчины в точно такой же мере. Просто в силу патриархата, мужчины считаю, что в семье они должны быть и главные тоже.

Что мы слышим на собеседованиях от женщин? «Главное в жизни женщины — семья». И как потом такая женщина будет реагировать на предложение повышения в карьере, которое необходимо повлечет за собой командировки, или необходимость больше задерживаться какое-то время пока не освоится? …

А что мы слышим от кандидатов-мужчин? «Я все делаю для семьи». “Для меня семья — это главное. Мой тыл. И я должен о них заботиться”. Что потом получается в семье у таких сублимирующих людей? Они ее благополучно разваливают! Женщина, полная энергии и способностей, добровольно замыкает себя в домашнем хозяйстве, где и одна сотая ее энергии не расходуется. Начинает лезть в дела мужа, детей, быть навязчивой. Вместо благодарности получает критику. Становится обидчивой. И все идет по порочному кругу.

Мы советуем кандидатам мужчинам так: если вы хотите счастливую семейную жизнь в довесок к вашей успешной карьере — отправьте свою благоверную на работу.

Я в свое время тоже так же невротически строила карьеру домохозяйки. У меня были великолепные кулинарные изыски, идеальная чистота дома, устраивала светские рауты, и придиралась к мужу почему он мне так мало внимания уделяет? Счастья мне это не прибавило. И я искренне благодарна своему первому мужу, что он создал для меня такие семейные условия, которые толкнули меня пересмотреть все свои установки.


Не только уход в домашнее хозяйство и семью может быть сублимацией вытесненной творческой потребности, но и донжуанизм может быть этим же. То есть происходит обратное — вытесненная творческая потребность сублимируется в сексуальную.


Хорошо проанализирован донжуанизм у М.Литвака в образе пушкинского Евгения Онегина. Приведу этот анализ без правок.


«Учился он «чему-нибудь и как-нибудь». Хорошие способности и низкая требовательность привели к тому, что «труд упорный ему был тошен». Он оказался богатым наследником и, следовательно, не испытывал материальных затруднений. Фактически у него не было мотивов для продуктивной деятельности.

Творческий труд для Онегина был перекрыт социогеном с минусом в позиции «ТРУД». Таким образом, единственным источником положительных эмоций явилась светская жизнь с любовными приключениями. Остается неудовлетворенной потребность в творческом труде. Именно она толкает Онегина на частую смену предмета любви. Новая победа с каждым разом дается ему все легче и легче, т. е. он становится неплохим «профессионалом» на любовном фронте. А когда долго и эффективно занимаешься одним делом, то начинаешь делать его автоматически, и компонент творчества в конце концов исчезает. В красавиц он уж не влюблялся, а волочился как-нибудь; откажут – мигом утешался, изменят – рад был отдохнуть». Далее, ему, как вы помните, опостылел «свет», у него потерян интерес к жизни. И вот тогда у него развивается особый род недуга – «охота к перемене мест». Но поможет ли это? Нет. Менять надо не место, а душу. Ибо за тобой, куда бы ты ни приехал, последуют твои пороки. Онегин стал жить в деревне. Кончилось это тем, что он убил Ленского. Затем стал путешествовать, но везде его преследовала тоска. В позиции «ОНИ» плюс сменился на минус. Для укрепления нестойкой позиции «Я», а не от большой любви стал ухаживать Онегин за Татьяной.


«Я знаю: век уж мой измерен;

Но чтоб продлилась жизнь моя,

Я утром должен быть уверен,

Что с вами днем увижусь я».


Это любовь? Как хотите называйте это, но это не любовь».


А как вы думаете, Донжуанизмом страдают только мужчины? Нет. Одна клиентка мне рассказывала на личной консультации, что ее героинями из книг в подростковом возрасте были не порядочные жены и матери семейства, а великие куртизанки типа леди Гамильтон, Анжелика из серии романов Анн и Серж Голон, «сестра Кери» Драйзера. Эта женщина в годы юности, даже будучи девственницей, засыпая, в голове репетировала как она назавтра улыбнется одному молодому человеку, пожмет ручку другому, скажет что-то третьему. Т.е. Планирование чисто профессиональных действий. Она строила карьеру на поприще любви. И когда эта женщина вышла официально замуж, она продолжала автоматически кокетничать с другими мужчинами. А ее мужу это нравилось? Нет. А что было с ее карьерой? Ничего. Она ведь не привыкла туда вкладывать усилия.


Какой исход у донжуанов? У мужчин-профессиональных донжуанов развивается депрессия после 50 лет. А у женщин, примерно, после 35-40. Ведь они кроме физической красоты больше ничем привлечь не могут.


Сублимация нередко проявляется во всевозможных хобби, общественной и политической деятельности. Кто-то поет, кто-то танцует. Например танцоры-любители бальных танцев после 30 лет — это несостоявшиеся в профессии люди, с как правило несчастными семьями.

У меня папа, например, занимался домашним переплетом книг, выпиливал лобзиком, клеил красивые модели игрушечных кораблей. Тогда как все его достижения по службе были только до майора, дома он о своей работе никогда не рассказывал, а до меня доходили слухи о его скандалах с начальством и подчиненными.


Скажите, а как у нас общество относится к всевозможным хобби? Положительно. В резюме есть и графа «Ваше хобби». Поощряется занятия фотографией, пением и всякими кружками никак не связанными ни с професией ни с общим развитием личности. Михаил Ефимович Литвак, и я с ним полностью согласна, считает что тот, у кого есть хобби — несчастный человек.


А у вас есть хобби? …

Что же тогда делать? …

Попробовать сделать своей профессией!

Борьба с сублимацией — это раскрепощение творческой и сексуальной активности.

Как ?


Фрейд сказал, в этом мире есть только две вещи, которые стоит делать,— это любить и работать.




А все остальное — сублимация. Соотношение любви и работы определено еще в Библии: шесть дней работай и один отдыхай (наслаждайся). Верность этого положения подтверждена и современными исследованиями.


Задание для самостоятельной работы по избавлению от сублимации: «Фотография рабочего дня».


Задача — выявить резервы времени на любовь и работу.


В течение недели понаблюдайте и запишите все свои действия, на которые вы тратите время пока не спите. «Сфотографируйте» свой день. Часто мы ведь даже не отдаем себе отчет в том, что занимаемся ерундой. А потом не можем понять, почему успехи нас обходят.


Это может быть:


- основная работа, за которую вам платят, необходимые занятия спортом, ораторским искусством, психологией, логикой, философией; или

- встречи и разговоры с друзьями, походы по гостям или их прием у себя дома;

- скандалы с родственниками;

- вышивка крестиком;

- всевозможные кружки, не связанные с развитием личности или основной профессией;

- бесцельные многочасовые и заранее не запланированные походы по магазинам;

- бесконечное совершенствование домашнего хозяйства: наведение до блеска чистоты, приготовление кулинарных изысков;

- проявление заботы о родственниках там, где они могут и должны заботиться о себе сами;

- разведение и забота о домашних животных, если это не является вашей основной профессией;

- чтение детективов, просмотр всего подряд по ТВ, зависание в интернете;

- игромания;

- умственная жвачка и уход в себя на фантазирование часами;

может быть в ходе самонаблюдения вы обнаружите какие-то еще «творческие» хода своего бессознательного в сублимацию.


Постарайтесь в течение наблюдения не давать никакой оценки себе. Просто записывайте. А потом вместе подумаем, как высвободившиеся резервы сублимирования перевести в нужные каналы. 

Трансформация
Образование симптомов