Сократические диалоги.
Я хочу рассказать о самом Сократе. О его способах вести дискуссию и доискиваться до истины, которые мы сейчас все знаем как прием «сократический вопрос», и который очень активно используется в психотерапевтической деятельности, но который с таким же успехом можно использовать в повседневной жизни. В семье и в работе. Потом я приведу один из его диалогов, иллюстрирующих саму форму ведения дискуссии.
Самый первый Сократический диалог, прочитанный мной – это «Критон». Этот диалог приводит рассуждения Сократа, несправедливо осужденного на смерть о том, что незачем спасать свою жизнь ему, даже если к этому есть возможности. Я была тогда возмущена этим решением. Возмущена на основании того, что самое ценное, что у нас есть – то жизнь. И как глупо ставить ее на кон в части доказательства каких-то постулатов своих, чтобы что-то доказать кому-то и законам. Но потом мне пришло понимание, что в Греции и в Афинах была провозглашена демократия, и именно этому событию всячески потворствовал сам Сократ. Что получается – его целью жизни было установление юридических справедливых законов в его любимом городе. и получается, что если он эти самые законы нарушал сам, то он терял смысл СВОЕЙ жизни. Правильно ли это? С точки зрения Виктора Франкла и моей – нет. Но имеет ли право на существование – да. На осуждение – нет. Такие принципы он себе избрал. Так жили в то время.
Кстати, знаете ли вы, что самоубийство, как способ окончания жизни, был достаточно распространен среди философов. Например, Диоген Синопский натянул себе на голову мешок и задохнулся, чтобы избавиться от старческой немощи. По этой же причине уморили себя голодом Демокрит и Пифагор. Анаксагор, даже после снятия обвинений в шпионаже в пользу Персии (а его защищал сам Перикл) – счел этот факт несмываемым позором и закололся. Список длинный. Но эти факты ничуть не умаляют прочих достоинств и вклада в развитие человечества этих мужей. Тогда к чему все это? Как еще один штрих к эпохе и нравам Древних Эллинов, как они сами себя называли.
Еще раз о Сократических диалогах. Все они - это уроки логики. Первым делом Сократ всегда определялся в понятиях. Но если читать не торопясь, то можно очень даже поспорить с ним. Почему? Он обосновывает свои мысли, опираясь на аксиому-постулаты-принципы, которые не доказывает. Они для него само-собой разумеющееся. Но для меня эти принципы иные. И вот тогда все доказательство, такое стройное Сократа, рассыпается. НО... пытаясь получить целостное впечатление о древних Греках, Сократе и его диалогах, я заглянула в конец Платоновских диалогов и прочла комментарий нашего современника к ним. И очень сродни мне пришлась мысль: «Не всегда можно согласиться с Сократом в оценке строгости доказательств. Иногда то, что он считает строгим доказательством, вообще доказательством не является. Однако не стоит придавать этому значение. Прелесть диалогов не в строгости рассуждений, а в особом стиле: в доступности передачи обсуждения серьезных нравственных вопросов.»
Древние Греки считали, что Философия включает три части. Физику, Этику, Диалектику. Сократ был родоначальником Этики. Т.е. науки о нравственности.
Он родился в 469 году до н.э. у сына камнереза и повивальной бабки.
Сократ был силен в риторике. Настолько силен, что правители даже запретили ему обучать словесному искусству. Боялись. Он одинаково умел как убедить так и разубедить собеседника. Например, когда брат Платона задумал заняться государственными делами, он разубедил его, показав его неопытность. И наоборот, молодого человека Хармида, имевшего к этому природную склонность, он ободрил к этому. Вспоминаю группы и рассуждения Михаила Ефимовича Литвака, и уже и свои собственные, когда разным людям на одни и те же ситуации необходимо дать разные советы. Например, кого-то вытолкнуть в свободное плавание и свой бизнес, а кого-то сдержать необоснованно радужные порывы.
Сократ первым стал рассуждать об образе жизни и первым был казнен по суду.
Один из философов уверяет, что Сократ даже наживался на перекупках: вкладывал деньги, собирал прибыль, тратил ее и начинал снова.
Другой философ уверяет, что Сократ был рабом и работал в мастерской по камню. Освободил его из мастерской и дал образование – Критон, привлеченный его душевной красотой. Тот самый Критон, ученик, который так хотел его освободить из тюрьмы перед казнью, и диалог с которым описан у Платона.
Сократ начал рассуждать о нравственной философии по рынкам и мастерским. А так как в спорах он был сильнее, то нередко его колотили и таскали за волосы. Еще чаще – осмеивали и поносили. Но он принимал все это – не противясь. Например, получив пинок, он стерпел, а когда кто-то подивился – ответил: «Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него в суд?»
В противоположность большинству философов он не стремился в чужие края.
Он жил в Афинах и с увлечением спорил с кем попало не для того, чтобы переубедить их, а для того, чтобы доискаться до истины!!! (вспоминаю главу Фромма о любви к Истине или любви к Богу).
Сократ занимался телесными упражнениями и отличался добрым здоровьем. Участвовал в военных походах. В битве при Делии спас жизнь другу, подхватив его, когда тот упал с коня. Среди повального бегства афинян он отступал, не смешиваясь с ними, спокойно оборачивался, готовый отразить любое нападение. В другом походе он простоял всю ночь не шевельнувшись, чем заслужил награду за доблесть, но уступил эту награду другому другу, с которым находился в любовных отношениях. Он отличался настолько добрым здоровьем, что когда Афины охватила чума, он один остался невредим!!!!!! Вот вам роль обстоятельств внешних и роль личности в них. Это к вопросу о текущем кризисе. Уже стариком он учился играть на лире: «Разве неприлично узнавать то, чего не знал?». Плясал он тоже с охотою, полагая, что такое упражнение полезно для крепости тела.
Сократ отличался твердостью убеждений и приверженностью к демократии. Об этом свидетельствует его тот самый отказ бежать из тюрьмы и то, как он принял смерть.
Однажды его ученик предложил ему большой участок земли под строительство дома: «Если бы мне нужны были сандалии, а ты предложил бы мне целую бычью кожу, разве не смешон бы я был, с таким подарком?»
Часто он говаривал, глядя на множество рыночных товаров: «Сколько же есть вещей, без которых можно жить!»
Или такой его ямб:
«И серебро и пурпурная мантия
На сцене хороши, а в жизни ни к чему»
Впрочем, иногда, применительно к обстоятельствам, он одевался и в лучшее платье. Например в Платоновском «Пире» по дороге к Агафону.
Сведения о его женитьбе отличаются. Один раз был женат на Ксантиппе, от которой у него был один сын. Другой – на Мирто, дочери известного человека, которую он взял без приданого. От нее у него 2 сына. Кто-то говорит, что он был женат на обеих сразу. Афиняне, желая возместить убыль населения, постановили, чтобы каждый гражданин мог жениться на одной женщине, а иметь детей так же и от другой.
Один из философов говорил, что городу стоило бы содержать Сократа как украшение, словно фазана или павлина. :)))
Посмотрев как Евклид навострился в словопрениях, он сказал: «С софистами ты сумеешь обойтись, а вот с людьми – навряд ли.» В подобном пустословии (а он считал это именно так, и этому в подтверждение один из диалогов Платона «СОФИСТ». Основная мысль там такова: софисты подражатели действительности, сознательные лицемеры. Они запутывают собеседника в противоречиях. Они не ищут мудрость. Они не ищут истину. А применяя логические фокусы, в корыстных целях выдают за истину простые человеческие мнения) Так вот, в подобном пустословии он не видел никакой пользы.
Досуг он восхвалял как драгоценнейшее достояние. Вспомним ту же мысль в Библии, если я верно помню из уст царя Соломона.
Изречения Сократа:
Лучше ешь тогда, когда не думаешь о закуске, и лучше пьешь тогда, когда когда не ждешь другого пития: чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам. А не об этом же говорит чуть позже Эпикур? А Данте предлагал нам всем жить по Закону Любви- наслаждаться тем, что есть, не мысля об ином.
Я знаю лишь то, что ничего не знаю. (продолжение этой фразы: «Но вы и этого не знаете. Поэтому я вас дураков учить должен!»)
Хорошее начало – не мелочь, хоть и начинается с мелочи
Те, кто задорого покупают скороспелое, видно не надеются дожить до зрелости
На вопрос: «В чем добродетель юноши?» ответил: «В словах: ничего сверх меры»
Человеку, который спросил – жениться или нет, он ответил: «Делай что хочешь, все равно раскаешься. Попадется хорошая жена – станешь счастливым. А попадется плохая – станешь философом»
Молодым людям он советовал почаще смотреть в зеркало: красивым, чтобы не срамить своей красоты, а безобразным, чтобы воспитанием скрасить безобразие.
Однажды он к обеду позвал богатых людей. Ксантиппе было стыдно за свой обед. «Не бойся, если они люди порядочные – то останутся довольны, а если пустые, то нам до них дела нет».
«Я сам ем, чтобы жить, а многие другие живут, чтобы есть»
Когда один из его учеников сказал: «Я беден, ничего другого у меня нет. Так возьми же меня самого», Сократ воскликнул: «Разве ты не понимаешь, что нет подарка дороже?»
Когда ему сказали: «Афиняне тебя осудили на смерть», он ответил: «А природа осудила их самих».
«Ты умираешь безвинно»,сказала ему жена. Он возразил: «А ты бы хотела, чтобы заслуженно?»
Ему сообщили, что кто-то говорит о нем дурно. «Это потому< что его не научили говорить хорошо».
Когда Антисфен повернулся так, чтобы выставить напоказ дыры на своем плаще, он сказал: «Сквозь этот плащ мне видно твое тщеславие».
Его спросили о ком-то: «Разве этот человек тебя не задевает?» - «Конечно нет. Ведь то, что он говорит, меня не касается!»
Он утверждал, что надо принимать даже насмешки комиков. Если они поделом – это нас исправит, а если нет – это нас не касается.
Однажды Ксантиппа сперва разругала его,а потом окатила водой. «Так я и говорил, у нее сперва гром, а потом дождь».
Один твердил ему, что ругань Ксантиппы непереносима: «А я к ней привык как к вечному скрипу колеса. Переносишь ведь ты гнусный гогот гусей?» - «Да, но они дают мне пух и яйца!» - «А Ксантиппа рожает мне детей». Однажды среди рынка она стала рвать на нем плащ. Друзья советовали ему защищаться: «Зачем? чтобы мы лупили друг друга, а вы покрикивали – так его Ксантиппа или так ее Сократ?». Он говорил, что сварливая жена для него тоже,что норовистые кони для наездников. Как они одолев норовистых, потом легко справляются с остальными, так и я на Ксантиппе учусь обхождению с другими людьми». На какую рекомендацию похожа эта рекомендация Сократа? На рекомендацию М.Литвака относиться к неприятелям и обидчикам – как к психологическим тренажерам!
За такие и иные поступки удостоился он похвалы: «Сократ превыше всех своею мудростью».
Суд и смерть Сократа.
За это ему до крайности завидовали. Тем более, что он часто обличал в неразумии тех, кто много думал о себе. Так он обошелся с тем, кто не вынесши насмешек, сперва натравил на него некоего Аристофана с товарищами, а потом уговорил еще одного подать на него в суд за нечестие и развращение юношей.
С обвинением выступил первый. Речь говорил знаменитый Полиевкт, а написал ее не менее знаменитый софист Поликрат. Обвинителей было трое: один за ремесленников и политиков. Другой за риторов. Третий за поэтов, т.к. Сократ высмеивал всех троих.
Вот как звучало обвинение: «Сократ повинен в том, что не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношей. А наказание за это – смерть.» Защитную речь для Сократа написал его друг. Сократ прочитав ее сказал: «Отличная у тебя речь! да мне она не к лицу». - ибо речь была скорее судебная, нежели философская. «Если речь отличная, -спросил друг, -почему же она не к лицу?». «Ну а богатый плащ и сандалии разве были ли бы мне к лицу?»
Во время суда его ученик Платон взобрался на помост и начал говорить: «Граждане афиняне! Я самый молодой из всех, кто сюда восходил...», но судьи закричали: «Долой, Долой!!!» . Сократ был осужден большинством в 281 голос. Судьи стали определять ему кару или пеню. Сократ предложил уплатить ему 25 драхм. Судьи зашумели, тогда Сократ сказал: «По заслугам моим я бы себе вместо наказания назначил обед в Пританее». Это было престижное место. И тогда его приговорили к смерти, и теперь за осуждение было подано еще на 80 голосов больше. И через несколько дней в тюрьме он выпил цикуту.
Перед этим он произнес много прекрасных рассуждений, сочинил несколько басен. ...
В диалоге Платона «Федон» как раз описаны физическая смерть Сократа и некоторые его рассуждения о душе и смерти. Все очень трогательно. Критон спрашивает его о каких-нибудь распоряжениях насчет детей и пр. Ответ Сократа: «Думайте и пекитесь о самих себе». Тот кто привык к его речам, понимает это так – заботу о своей душе. А тогда уже все дела будут добрыми. Сократ обмывает сам себя живого. Потом прощается с сыновьями и родственниками. Выпивает яд цикуты. Какое-то время ходит. Затем ложится. Палач фиксирует медленное движение холода смерти от ног к сердцу. Последние слова Сократа обращены к Критону, чтобы тот не забыл принести жертву богу врачевания Асклепию. Петуха в жертву обычно приносил выздоравливающий. Сократ парадоксален и в последнюю минуту. Он считает, что физическое умирание есть выздоравливание души. Так расстался Сократ с людьми.
Очень скоро Афиняне раскаялись в содеянном. Покарали преследователей Сократа, а ему самому воздвигли бронзовую статую.
Чему же учил Сократ? Учил жить и учил умирать.
Пример Сократического диалога.
Теперь подробнее о его способе вести дискуссию и доискиваться до истины. Я ее хочу привести на примере части диалога «Критон», в которой Сократ подвел своего собеседника к мысли, что не надо обращать внимание на мнение большинства неспециалистов. Надо принимать в расчет только мнение одного, и того кто является специалистом и авторитетом для тебя в этом вопросе. Продем онстрировать я вам хочу во-первых, форму ведения дискуссии. И, второе, содержание. Оно тоже важно каждому из нас, когда нам в жизни так мешает оглядка на мнения ничего не значащих в нашей жизни людей.
Платон. «Избранные диалоги». ООО «Издательство АСТ». Москва 2006. стр. 7.
О, милый Критон! давай вернемся к вопросу о мнениях и посмотрим, хорошо ли мы говаривали неоднократно, что на одни мнения следует обращать внимание, а на другие нет. ... люди ...утверждали, что из мнений, какие бывают, ... одни следует, а другие не следует высоко ценить. Скажи мне, ради богов, Критон, разве это по-твоему, не хорошо было говорено? ...правильно ли по-твоему говорят люди, что не все человеческие мнения следует уважать, но одни следует уважать, а другие нет....
Хорошо
Значит хорошие мнения нужно уважать, а дурные не нужно?
Да
Но хорошие мнения – это мнения людей разумных, а дурные – неразумных?
Как же иначе?
Ну а как мы решали такой вопрос: тот кто занимается гимнастикой, обращает ли внимание на мнение, похвалу или порицание всякого или только одного, а именно врача или учителя гимнастики?
Только его одного
Значит ему нужно бояться порицаний и радоваться похвалам одного того, а не всех?
Очевидно
Стало быть, он должен вести себя, упражняя свое тело, ну и, разумеется, есть и пить так, как это кажется нужным одному – тому, кто к этому делу приставлен и понимает в нем, а не так, как это кажется нужным всем остальным.
Это верно
Хорошо. А если он этого одного не послушается и не будет ценить его мнения, а будет ценить слова большинства или тех, кто ничего не понимают, не потерпит ли он какого-нибудь зла?
Конечно, потерпит.
Какое же это зло? Чего оно касается? Из того, что принадлежит ослушнику? Чего именно?
Очевидно тела, ведь его оно и разрушает.
Ты хорошо говоришь. Уж не так ли в остальном, Критон, чтобы не перечислять всех случаев?