Как извлечь пользу из корпоративов?

Дорогие друзья!

На работу сил уходит мало. На отдых — много. Близится Новый год, корпоративы, поздравления родственников и т.д. Как не растерять во время всего этого силы, и желательно получить еще и выгоду?

Некто Сергей Васильев, увлекся идеей личностного роста, активно посещал наши семинары и понял, что время проведенное за праздниками, это время отнятое от его собственного развития! Он успешно избавился от лишних интересов, высвободил кучу времени, и за год достиг хороших показателей в работе. Начальство уже прочило ему повышение.

Пришло время праздновать Новый год в компании. Но Сергей, увлеченный своим развитием, с гневом отказался от предложения директора по персоналу и своего непосредственного начальника поучаствовать в корпоративе, сказав что ему некогда заниматься этой ерундой. А когда вернулся с новогодних каникул в офис, с удивлением обнаружил, что желанное повышение досталось иному.

В чем ошибка Сергея? Отказом участвовать в корпоративе и обозвав его ерундой, он неосознанно продемонстрировал руководству что те, по сравнению с ним, не понимают как надо правильно личностно расти. То есть продемонстрировал свое личностное превосходство. В итоге, руководство, так же неосознанно, нашло после этого официальные причины, почему показатели Сергея еще недостаточны для повышения.

Знаете ли вы подобные истории? Мы — достаточно. Давайте сначала разберем в деталях эту ошибку на примере поэмы Лермонтова

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В нем невротический опричник (а по-нашему начальник службы безопасности крупнейшего предприятия) допустил ошибку в поведении на празднестве Ивана Грозного, то есть на корпоративе, организованном гендиректором средневековой Руси. Отрывок я сначала зачитаю целиком, чтобы не перебивать анализом прекрасную форму, в которую облачил сюжет Михаил Юрьевич. А потом с целью обучения верному поведению на корпоративах, мы с вами разберем каждый из моментов.

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади его стоят стольники,

Супротив его все бояре да князья,

И пирует царь во славу божию,

В удовольствие свое и веселие.


Улыбаясь, царь повелел тогда

Вина сладкого заморского

Нацедить в свой золоченый ковш

И поднесть его опричникам.

- И все пили, царя славили.


Лишь один из них, из опричников,

Удалой боец, буйный молодец,

в золотом ковше не мочил усов;

Опустил он в землю очи темные,

Опустил головушку на широку грудь -

А в груди его была дума крепкая.


Вот нахмурил царь брови черные

И навел на него очи зоркие,

Словно ястреб взглянул с высоты небес

На младого голубя сизокрылого, -

Да не поднял глаз молодой боец.


Вот об землю царь стукнул палкою,

и дубовый пол на полчетверти

Он железным пробил оконечником -

Да не вздрогнул и тут молодой боец.


Вот промолвил царь слово грозное -

И очнулся тогда добрый молодец.

"Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич,

Аль ты думу затаил нечестивую?

Али славе нашей завидуешь?

Али служба тебе честная прискучила?


Когда входит месяц - звезды радуются,

Что светлей им гулять по поднЕбесью;

А которая в тучу прячется,

Та стремглав на на землю падает...


Неприлично же тебе, Кирибеевич,

Царской радостью гнушатися;


А из роду ты ведь Скуратовых,

И семьею ты вскормлен Малютиной!.."


Отвечает так Кирибеевич,

Царю грозному в пояс кланяясь:

"Государь ты наш, Иван Васильевич!

Не кори ты раба недостойного:

Сердца жаркого не залить вином,

Думу черную - не запотчевать!

А прогневал тебя - воля царская;

Прикажи казнить, рубить голову,

Тяготит она плечи богатырские,

И сама к сырой земле она клонится".


И сказал ему Царь Иван Васильевич:

"Да об чем тебе, молодцу, кручиниться?

Не истерся ли твой парчевый кафтан?

Не измялась ли шапка соболиная?

Не казна ли у тебя поистратилась?

Иль зазубрилась сабля закаленная?

Или конь захромал, худо кованный?

Или с ног тебя сбил на кулачном бою,

На Москве-реке, сын купеческий?"


Отвечает так Кирибеевич,

Покачав головою кудрявою:

"Не родилась та рука заколдованная

Ни в боярском роду, ни в купеческом;

Аргамак мой степной ходит весело;

Как стекло горит сабля вострая;

А на праздничный день твоею милостью

Мы не хуже другого нарядимся.


Как я сяду поеду на лихом коне

За Моску-реку покатитися,

Кушачком подтянуся шелковым,

Заломлю на бочок шапку бархатную,

Черным соболем отороченную, -

У ворот стоят у тесовыих

Красны девушки да молодушки

И любуются, глядя, перешептываясь;

Лишь одна не глядит, не любуется,

Полосатой фатой закрывается...


На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно - будто лебедушка;

Смотрит сладко - как голубушка;

Молвит слово - соловей поет;

Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе божием;

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетенные,

По плечам бегут, извиваются.

Во семье родилась она купеческой,

Прозывается Аленой Дмитревной.

Как увижу ее, я сам не свой,

Опускаются руки сильные,

Помрачаются очи буйные;


Скучно, грустно мне, православный царь,

Одному по свету маяться

Опостыли мне кони легкие,

Опостыли наряды парчовые,

И не надо мне золотой казны:

С кем казною своей поделюсь теперь?

Перед кем покажу удальство свое?

Перед кем я нарядом похвастаюсь?

Отпусти меня в степи приволжские,

На житье на вольное, на казацкое,

Уж сложу я там буйную головушку

И сложу на копье бусурманское;


И разделят по себе злы татаровья

Коня доброго саблю острую

И седельце бранное черкасское.

Мои очи слезные коршун выклюет,

Мои кости сирые дождик вымоет,

И без похорон горемычный прах

На четыре стороны развеется!.."


И сказал, смеясь, Иван Васильевич:


"Ну, мой верный слуга! я твоей беде,

Твоему горю пособить постараюся.

Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый

Да возьми ожерелье жемчужное.

Прежде свахе смышленой покланяйся

И пошли дары драгоценные

Ты своей Алене Дмитревне:

Как полюбишься - празднуй свадебку,

Не полюбишься - не прогневайся".


Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!

Обманул тебя твой лукавый раб,

Не сказал тебе правды истинной,

Не поведал тебе, что красавица

В церкви божией перевенчана,

Перевенчана с молодым купцом

По закону нашему христианскому.

* * *

Этот сюжет окончился печально. Не умея преодолеть условности своего времени и вызвать любовь женщины, опричник ее изнасиловал, а купец Калашников, муж обиженной женщины, из-за того, что на читал книг МЕ Литвака и не ходил на наши тренинги, в итоге поплатился жизнью. Прочтите всю поэму сами. Она, как и любое произведение гения отражает истинные Законы природы. Если будет желание поделитесь с нами, какие законы нарушил купец Калашников и его жена, и как им стоило вести себя, чтобы и честь отстоять и жизнь сохранить.

Мы же давайте сейчас сосредоточимся на правилах поведения во время ритуалов и разберем пошагово сюжет.

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

...

Улыбаясь, царь повелел тогда

Вина сладкого заморского

Нацедить в свой золоченый ковш

И поднесть его опричникам.

- И все пили, царя славили.

С кем сравнивает значимость царя и этого торжества Лермонтов? С солнцем красным на небе. Для простых смертных — это так и есть. А как неосознанно считают о своей значимости начальники любых компаний? Так же! Что они для подчиненных — солнце красное, и те, как тучки, должны любоваться и восхищаться любым их действием. Вокруг царя столпились подчиненные, и он, считая, что оказывает им великую милость, подносит золоченый ковш со сладким вином. Внимание начальника и тем более угощение — всегда считалось большей наградой, чем даже деньги. Мы не призываем вас ценить на самом деле чарки с вином и внимание более материальных благ! Внимание умного начальника — очень развивает, но вместо чарки с вином конечно лучше премия в кошелек. Мы призываем вам демонстрировать начальству, что вы эти действия цените.

Лишь один из них, из опричников,

Удалой боец, буйный молодец,

в золотом ковше не мочил усов;

Понравится ли печальное лицо подчиненного на бурном празднестве любому начальнику? Нет. И Иван Грозный сделал опричнику первое предупреждение.

Вот нахмурил царь брови черные

И навел на него очи зоркие,

Словно ястреб взглянул с высоты небес

На младого голубя сизокрылого, -

Да не поднял глаз молодой боец.

Иван Грозный делает тогда второе предупреждение, но и на него опричник не реагирует! В третий раз царь уже вслух на него наехал при всех, как на антилидера. Обратите внимание, у подчиненного просто плохое настроение из-за неудачи в любви. А о чем думает подозрительный начальник? О заговоре.

Вот промолвил царь слово грозное -

И очнулся тогда добрый молодец.

"Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич,

Аль ты думу затаил нечестивую?

Али славе нашей завидуешь?

Али служба тебе честная прискучила?

...

Неприлично же тебе, Кирибеевич,

Царской радостью гнушатися;

Дорогие карьеристы-подчиненные, в роли которых когда-то бывают и гендиректора тоже, уберите свои хмурые рожи! Не смущайте невротическое руководство! Оно вам деньги платит и за восхищение собою тоже!

Когда-то я проходила обучение хедхантингу, и несколько месяцев жила и работала в роли подчиненной в Москве, у моей учительницы по бизнесу Нины Карелиной. Мне было трудно, я уже привыкла командовать в своем бизнесе, а здесь я вынуждена была забыть про свое командирство, и подчиняться не только ей самой, но и многим ее сотрудникам. Я хорошо запомнила верные слова Нины: «Чердакова! Посмотри на себя в зеркало! Нельзя с таким лицом ходить на работу! Сделай что угодно: выпей корвалолу, водки ил съешь наркотик, но улыбайся!» Она мне выдала небольшое зеркало, чтобы прежде чем поднять трубку для разговора с кем угодно, я как следует наулыбалась своему отражению в зеркале. Помогало.

После уже прямого наезда царя опричник вспопашился и грамотно применил суперамортизацию, хотя книг Литвака не читал!

Отвечает так Кирибеевич,

Царю грозному в пояс кланяясь:

"Государь ты наш, Иван Васильевич!

Не кори ты раба недостойного:

сердца жаркого не залить вином,

Думу черную - не запотчевать!

А прогневал тебя - воля царская;

Прикажи казнить, рубить голову,

Тяготит она плечи богатырские,

И сама к сырой земле она клонится".

Не зря опричник достиг при царе такой крутой должности. Многие психологические приемы он применял верно. Оправдывался ли он после наезда? Нет. Вспомнила ли про свои прошлые заслуги и свою крутизну? Нет. Он пожаловался и встал в роль жертвы, и царю тогда захотелось ему помочь.

А не оправдываетесь ли вы, когда на вас наезжает начальство? … А не вспоминаете ли про свои прошлые заслуги, когда в данный момент совершили ошибку? … Опасно. Лучше применить непосредственную амортизацию как опричник сейчас, после чего Иван Грозный начал искать способы помочь опричнику:

И сказал ему Царь Иван Васильевич:

"Да об чем тебе, молодцу, кручиниться?

Не истерся ли твой парчевый кафтан?

Не измялась ли шапка соболиная?

Не казна ли у тебя поистратилась?

Иль зазубрилась сабля закаленная?

Или конь захромал, худо кованный?

Или с ног тебя сбил на кулачном бою,

На Москве-реке, сын купеческий?"

Царь уже удостоверился что смута сейчас не грозит. Но как вы думаете, почему ему важны причины плохого настроения ключевого сотрудника? Потому что эффективно и творчески человек может выполнять только ту работу, которую выполнять хочет!

Я не стану углубляться в анализ личности Ивана Грозного, которая наверное больше интересна психиатрам. Но с точки зрения здорового человека, причина для страданий только когда вам нечего есть и негде жить. Остальные проблемы — невротические!

Дорогие наши карьеристы, не бывает ли у вас так, что вы страдаете по ерунде?

Отвечает так Кирибеевич,

Покачав головою кудрявою:

"Не родилась та рука заколдованная

Ни в боярском роду, ни в купеческом;

Аргамак мой степной ходит весело;

Как стекло горит сабля вострая;

А на праздничный день твоею милостью

Мы не хуже другого нарядимся.

И дальше опричник объясняет причины печали неудачной любовью. Это очень грамотное объяснение, которое поймет любой. И даже если у вас причины печали иные — лучше объяснять так.

Лишь одна не глядит, не любуется,

Полосатой фатой закрывается..

...

Как увижу ее, я сам не свой,

Опускаются руки сильные,

Помрачаются очи буйные;


Скучно, грустно мне, православный царь,

Одному по свету маяться...

А дальше он просится уволить его, что уже очень невыгодно для царя, ведь пока найдешь замену, пока новый человек вникнет в суть работы — потеряешь время и деньги!

Причина страданий царю смешна! То, что кажется трагедией опричнику, для Ивана Грозного — комедия. Он видит, что может легко помочь решить вопрос, и не понести кадровых потерь.

И сказал, смеясь, Иван Васильевич:

"Ну, мой верный слуга! я твоей беде,

Твоему горю пособить постараюся.

Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый

Да возьми ожерелье жемчужное.

Прежде свахе смышленой покланяйся

И пошли дары драгоценные

Ты своей Алене Дмитревне:

Как полюбишься - празднуй свадебку,

Не полюбишься - не прогневайся".

Но опричник допустил ошибку — не сказал всей информации что его возлюбленная замужем. И из-за этого ерунда и вышла. Стоило ли это говорить Ивану Грозному? На мой взгляд — очень стоило! Ведь с имеющейся властью он нашел бы способ как обойти общественные нормы и помочь опричнику. Возможно страх царя и недоверие к нему заслонили ум опричника, и в итоге муж Алены Дмитриевны убил в кулачном бою самого опричника, а самого этого мужа потом за убийство своего подчиненного казнил Иван Грозный. И сам этот муж, купец Калашников, тоже не признался царю в огромном оскорблении, за которое и убил он опричника. То есть допустил ту же ошибку, стоившую ему тоже жизни.

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!

Обманул тебя твой лукавый раб,

Не сказал тебе правды истинной,

Не поведал тебе, что красавица

В церкви божией перевенчана,

Перевенчана с молодым купцом

По закону нашему христианскому.

* * *

Какие выводы, дорогие карьеристы, стоит сделать из этой истории?

1. Самому ценить ритуалы и традиции, конечно, не стоит. Все свое свободное время лучше посвящать своему профессиональному и личностному росту. Но и ритуалы тоже нужны каждому. Какие? Связанные с вашими деловыми достижениями.

2. В. Ленин говорил, что жить в обществе и быть свободным от него нельзя. Эту мысль А.Маслоу донес иначе, что здоровый человек, чтобы не противоречить общественным нормам, должен одевать на себя «накидку конвенциональности». А М.Литвак рекомендует быть белой вороной по сути, но перекрашенной в черный цвет. Чтобы общество не боролось с вами и не мешало завоевывать вам мир своими достижениями! Поэтому, на корпоративы, нравится это вам или нет, ходить мы рекомендуем.

3. Если вам совсем там тошно, и нет сил на отработку навыка, посидите полчасика, и улизните. Почему вы не пьете можно объяснить приемом лекарств из-за язвы желудка или неудачно сделанного аборта. Ну или какой еще интимной болячки, про которую собеседнику неловко будет расспрашивать. Можете изобразить страдания от болезни. Уходить стоит только из соображений заботы об окружающих: «чтобы не портить своим кислым видом всем настроение».

4. Как говорит народная мудрость, если насилия избежать не удается, расслабься, и попытайся получить удовольствие. Мы отлично научились помогать нашим клиентам использовать корпоративы для продвижения в карьере, применяя рекомендациям Михаила Ефимовича Литвака. Первая польза: научиться разбираться в групповых процессах. Для этого перечитайте работы Берна, где он выделяет 6 форм структурирования времени: уход в себя, ритуалы, деятельность, развлечения, игры и близость. И его рекомендации как стоит вести себя в ритуалах.

5. Многие по мнению Питера, автора науки Иерархология, описанной в книге «Принцип Питера», неверно думают, что продвижение идет только за профессиональных навыков. Тогда как навык — условие необходимое, но недостаточное. Достаточное условие для продвижения — создание патронов. То есть добиться того, чтобы максимальное количество вышестоящих руководителей было к вам тепло расположено как к человеку. А для этого надо уметь «лизнуть»! Причем так красиво и с достоинством, чтобы и у руководителя от приторности «не слиплось», и вам самому было приятно!Удобное время «лизания» - произнесение тоста на корпоративе. Прием искусства лести во время произнесения тоста вы можете прочесть в статье Литвака «Тосты» из книги «Если хочешь быть счастливым». Или обратиться к нам, и мы вам составим тот, который подходит именно под вашу ситуацию. Механизм дальнейшего продвижения прост: предприятие — живой организм. Кто-то пошел на повышение, кого-то уволили, кто-то женился, крестился, родил, умер или переехал в иной город. Образовавшуюся вакансию здравый начальник прежде всего хочет заполнить из числа своих. Умеющих просто хорошо работать, вообще-то достаточно. Но первым на ум приходит тот, кто ему запомнился и кто ему симпатичен как человек. Вот и вся премудрость. 

Почему не двигаются многие карьеры у талантливых?